О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

Новая страница 1
   
Научно-практические конференции

 

Рождественские чтения

 

Олимпиады

 
 

«…и Лермонтов, тоску леча,

Нам рассказал про Азамата,

Как он за лошадь Казбича

Давал сестру заместо злата….»

(Сергей Есенин.)

Мы выбрали эту тему потому, что, читая стихи Лермонтова, невольно задумываешься: « Чем жил и о чём мечтал знаменитый поэт ? Какие чувства наполняли его душу в момент написания стихов? И что же положило начало  зарождению образа одинокой морской волны?». Мы попробовали выяснить, почему образ морской волны в лирике поэта стал самым частым, таинственным и не всегда понятным читателю.

Так давайте проведём анализ этих стихов и вместе доберёмся до сути.

 

 

Слово об авторе

В первый раз Лермонтов увидел  море ещё в детстве. Когда ему было три года, его мать умерла, отец был военным и не мог уделять сыну должного внимания.

Бабушка Михаила Юрьевича убедила его отца в том, что у неё Мише будет лучше. Лермонтов остался жить у бабушки.

Образ одинокой волны зародился в раннем детстве - Лермонтов болел и бабушка возила его лечиться к морю.

Но не только это заставило Лермонтова испытывать такие чувства к волнам. Его жизнь проходила в вечных ссылках на Кавказе, именно там он и написал первые стихи, посвящённые морской стихии.

Наряду с горными и воздушными пейзажами, к которым, по мнению наших литературоведов, питал пристрастие Лермонтов, ещё одним объектом пейзажной лирики  выше упомянутого писателя была морская стихия. Об этом мы и поговорим.

 

            По мнению Б.Н. Нахапетова, автора статьи о Лермонтове,

строки из стихотворения, посвящённого А.И. Одоевскому, идеально подходят Лермонтову: « Любил ты моря шум, молчанье синей степи-/ И мрачных гор зубчатые хребты…»

 

                           

Считают, что морской пейзаж, встречающийся в раннем периоде творчества Лермонтова,- тяготеет к условно-романтической символике:

« Ревёт гроза, дымятся тучи/Над тёмной бездною морской!», «Гроза шумит в морях с конца в конец», «Море плещет, и молния во мраке блещет», «И море билось с влажным дном, / И чёрна бездна загоралась / Открытой бездною громов».

Морской пейзаж, как и все пейзажи у Лермонтова, пустынен, малонаселён. Лишь изредка попадаются объекты разрушительной деятельности морской стихии: одинокий корабль, дощатый челнок «с полусгнившей скамьёй», мачта, которая «гнётся и скрипит», «парус, серый и косматый,/ Ознакомленный с грозой». Ещё реже встречаются люди: «трепетный пловец», «красавица-дева», сидящая «над морем», царевич, купающий в море коня.

                                   

Известно высказывание

 И. Ф. Анненского: «Лермонтов любил постоянство ощущений, образы у него прочно залегают в душе и в поэзии упрямо повторяются».Согласно исследованиям, в стихотворениях Лермонтова слово «океан» встречалось 19 раз, слово «буря» - 8 раз, слово «море» - 101 раз, а слово «волна» - 172 раза. В списке тысячи самых частых слов Лермонтова слово «волна» на четвёртом месте после слов, «небо», «земля», «горы». Лермонтов создаёт не только зрительный, но и звуковой образ волны: шум, шипение, шёпот, лепет, плеск, ропот, рёв, с помощью которых они ведут свой «разговор живой и полный выраженья». Однако этот шум, как и движение волн  бесполезен : «И бесполезный этот шум, / И эта жизнь без дел и дум, / Без родины и без могилы, / Без наслажденья и без мук».

 

 

Э.Э. Найдич отмечает, что в стихотворениях М.Ю., посвящённых морской тематике, волны лишены воли:

«в пустыне моря голубой/их гонит вместе ветер южный», «волна ко брегу возвратиться не сильна», т. е. хочет, но не может.

            Сравнивая душевную жизнь человека и жизнь моря,- пишет Найдич,- М.Ю. огромное сходство между ними:

Вечное движение,

Бесцельность,

Бессмысленность этого движения…

но внезапно это сходство становится различием- т.е. человек не волна, ему не доступно то, что доступно волне:

«Для чего я не родился                     Были б вечный мой закон;

 Этой синею волной?                    Не искал бы я забвенья

Как бы шумно я катился              В дальнем северном краю;

Под серебряной луной,                  Был бы волен от рожденья

             .    .   .                                 Жить и кончить Жизнь   

Не страшился б  муки ада,                        мою!»

Раем не был бы польщён,

Беспокойство и прохлада

                             

И.Ф. Анненский, называет Лермонтова  психологом природы(Ведь в его стихах, картины природы буквально переплетены с чувствами и жизнью человека.)

А В.Ф.Саводник в свою очередь, проводя долгий анализ на эту же тему, говорит, что Михаил Юрьевич,

черпает образы, краски, аналогии и уподобления, в целях худ. выразительности.

Уподобляя волны людям, М.Ю. наделяет их душой:

«И в море каждая волна/была душой одарена». Но на самом деле  волны, неразрывная часть моря, способная в большинстве своих действий лишь на разрушения! Не лучше волн и люди:

 

    Волны катятся одна за другою,

С плеском и шумом глухим;

Люди проходят ничтожной толпою

Также один за другим.

Волнам их неволя и холод дороже

Знойных полудня лучей;

Люди хотят иметь души…

                                      и что же?

Души в них волн холодней!

кстати, в выше упомянутом стихотворении, как и в стихотворении «Парус», применена своеобразная конструкция, она состоит в том, что 1-ые 2-е строчки- это пейзаж,                        а 2-е 2-ые- это «отзыв» на него.

 

как замечает В.А.Архипов, волны Лермонтова всегда тесно связанны с одиночеством, изгнанием, странствием…

…М.Ю. рано замкнулся в себе, потому что всё время вращался во враждебной ему среде. При этом, - отмечает В.А. Архипов,- это одиночество с наибольшей силой было подчёркнуто в кругу его близких и друзей. Самые тяжёлые уроки замкнутости и одиночества Лермонтов брал в близком  кругу, т.е. там, где искал выход из одиночества. Волны у Лермонтова вынуждены жить в тесном соприкосновении друг с другом ;так и гениальный поэт вынужден жить в тесном соприкосновении с обычными людьми:

Покрывшись пеною рядами,          Их скромных просьб, их

Как серебром иль жемчугами,                         нежных слов

Несётся гордая волна,                  Не слушая, не понимая!

Толпою слуг окружена;                 И вянут девы в тишине,

Так точно дева молодая              А волны все одне, одне.

Идёт, гордясь между рабов,

Лермонтов использует образ волны не только для противопоставления природы и людей, но и для иллюстрации внутреннего мира человека.

Примером послужит 2-я часть стихотворения «Графине Ростопчиной»:

Так две волны несутся дружно

Случайной, вольною четой

В пустыне моря голубой;

Их гонит вместе ветер южный;

Но разрознит их где-нибудь

Утёса каменная грудь…

И, полны холодом привычным,

Они несут к брегам различным,

Без сожаленья и любви

Свой ропот сладостный и томный,

Свой бурный шум, свой блеск заёмный

И ласки вечные свои.

 

 

Анализируя это стихотворение, Э.Э. Найдич отмечает, что из всех особенностей волн, представляющих собой элемент пейзажа, выбираются те, которые позволяют раскрыть второй, внутренний смысл. Так, две волны дружны, но вместе с тем это – «чета случайная».

Случайность привязанностей, разъясняет Найдич, - типическая особенность современного Лермонтову поколения. Хотя чета не только случайная, но и «вольная», т.е. без каких-либо обязанностей по отношений друг к другу. Две волны несутся в «пустыню моря». Это означает- в пустыне жизни, в пустыни светского общества.

«Холод привычный» символизируют и холод волн, и холод человеческой души. 

            Слова «свой ропот сладостный и томный» представляют для волны звуковую и внешнюю  и внешнюю характеристику, для человека же – выражение его внутренней противоречивой сущности, они раскрывают естественное начало, они раскрывают естественное начало, которое выражается в радости и грусти. Слова «И ласки вечные свои» в отношении волн- это давно вошедший в строй антропоморфизм. Для личности – это её сокровенные и естественные проявления. Наконец, «вечные ласки» в отношении волн – образ совершенно ясный, потому что  море вечно.      

            Поэт не хочет примириться с конечностью человеческого бытия и связывает свои представления о бессмертии с высшими жизненными ценностями.

 

 

 

Заключение

Перефразируя Э.Э. Найдича, можно сказать, что сравнение душевной жизни человека с моркими волнами художественно завершает юношеские поиски Лермонтова символического образа моря. От себя добавим: «Каждый видит мир своими цветами, понятными лишь ему одному. Так и некоторые не понимают и уже никогда не поймут Лермонтова. Если Вы кого-то не поняли, это ещё не означает, что он не прав!»

Образ морской волны  и просто одиночества вложенного в природу есть и у Есенина, Пушкина, Гётте и некоторых других авторов русской и зарубежной литературы. Нам хочется поговорить и о них, но это уже история для следующего года!

 

 

 

Список литературы:

1)«Литература в школе №7 1999г»

2)Сергей Есенин «Снежные ветры»

3)Биографию М.Ю. мы узнали из книги «Лермонтов» серия «русские классики»

 

 
Hosted by uCoz