|
На уроках изобразительного искусства дети
получают знания, которые усваиваются и запоминаются лучше, когда их
систематически проверяют, закрепляют.
Чтобы сделать процесс контроля и
закрепления знаний более эффективным, облегчить работу учителя
изобразительного искусства, предлагаются таблицы, карточки и др.
проверочный материал, в основе которого – принцип постепенного
усложнения, индивидуальный подход к детям, учет их способностей и
интересов.
Критериями проверочных заданий служат
художественно-творческие задачи, поставленные на ранее проведенных
уроках ИЗО, а так же самооценка детей, что является одним из условий
формирования у школьников рефлексивного поведения, и способствует
формированию у них УУМ.
Тестирование - эффективная форма оценки знаний учащихся, позволяющая
дополнить арсенал педагогических средств, активизирующих процесс
обучения. По результатам предлагаемых тестов и упражнений учитель сможет
проанализировать индивидуальные достижения ученика после изучения любой
темы урока. Разноуровневые задания позволят осуществлять
дифференцированный подход к оценке знаний. Задания повышенной сложности
помогут преподавателю подготовить учащихся к олимпиадам по
изобразительному искусству.
Пособие предназначено учителям изобразительного искусства, может быть
полезно учащимся.
Тематические итоговые
тесты дают результаты, свидетельствующие о том, что их применение
эффективно сказывается на повышении уровня достижений учащихся.
Тесты показывают, что учащиеся вполне могут успешно запоминать
теоретического материала. Также контрольное измерение практической
деятельности свидетельствует о реальном и объективном фиксировании
результатов, о качественном позитивном изменении рисунков учащихся из
опытной группы Преимущество данных рисунков заключается по таким
критериальным параметрам средств художественной выразительности, как:
- использование плановости и загораживания;
- передача динамичности персонажей;
- выявление объема предметов тоном;
- выражение эмоционального настроения.
Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:
1. Применение КИМов дает четкое представление о результатах учебного
процесса по ИЗО в начальных классах общеобразовательной школы.
2. КИМы и процедуры выявляют наличие обязательного уровня подготовки
школьников по изобразительному искусству, в частности, теоретических
знаний, определенных нормативными документами и психологическими
возможностями возраста.
3. Разработанные тесты имеют развивающий и познавательный характер.
4. КИМы
выполняют функции входной, промежуточной и выходной диагностики в
процессе занятий по ИЗО в начальных классах.
Организация обследования детей проводится во фронтальной форме, т.е. со
всем классом. Известно, что надежность результатов всякой диагностики в
значительной мере зависит и от мотивации испытуемых во время
эксперимента. Для детей младшего школьного возраста высокая и
положительная мотивация к заданию – обязательное условие достоверности
результатов тестирования.
На результате обследования сказываются также условия, в которых проходит
контрольное измерение. Чтобы избежать неорганизованности и страха,
вызванных проведением обследования, лучше проводить в условиях,
максимально приближенных к привычной обстановке. В школе при фронтальном
обследовании – это уроки изобразительного искусства. Процедура данной
методики рассчитана на урок.
Так для тематического и итогового тестирования предлагается учитывать
следующие рекомендации.
1. При тестировании младшие школьники должны иметь ручку с синими
чернилами (красные используются для проверки результатов) и лист бумаги
для черновых записей.
2. Перед тестированием ученикам нужно напомнить о правилах проведения
тестирования:
а) во время тестирования не разрешается переговариваться, пользоваться
учебником и т.п. Нарушителю дисциплины результат тестирования не
засчитывается;
б) тестовые задания лучше выполнять по порядку. Если какое-либо задание
вызывает затруднения, то нужно переходить к следующему. При наличии
времени к пропущенному заданию можно будет вернуться;
в) все необходимые для выполнения заданий записи должны вестись на
черновике, а на странице с тестовыми заданиями учащиеся ничего не
заполняют. Номера правильных ответов с номером задания пишутся на
специальном бланке или чистовике.
3. Ученики должны сидеть за отдельными столами, а если нет такой
возможности необходимо ввести вариативность тестовых заданий.
4. Учитель указывает время, отведенное на выполнение теста. Ученики
приступают к работе одновременно.
5. За две-три минуты до окончания тестирования учитель напоминает о
необходимости заполнить таблицу результатов тестирования. Если учащийся
не может выполнить какое-либо задание, то в соответствующей клетке
таблицы он должен поставить прочерк.
6. По истечении времени тестирования учитель объявляет об окончании
работы. Каждый учащийся должен положить выполненную работу и черновик на
угол стола. Только после этого учитель переходит к следующей части
урока.
7. После проведения тестирования рекомендуется обсудить с учащимися
каждое задание теста.
Для проверки знаний можно использовать «Образовательные ресурсы сети
Интернет»
http://fcior.edu.ru,
«Тесты на уроках изобразительного искусства» О.В.Свиридова.
|