О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

Новая страница 1Новая страница 1Новая страница 1Новая страница 1Новая страница 1
 

ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ КОЛЛЕКТИВНОЙ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 Одна из актуальных задач эстетического воспитания — разви­тие у детей способности к восприятию прекрасного в себе самом, в другом человеке и в окружающем мире. Художественная деятель­ность как неотъемлемая часть процесса эстетического воспитания представляет собой совокупность трех видов деятельности: воспри­ятие (потребление искусства), эстетические знания (искусствозна­ние) и непосредственная художественная деятельность, направлен­ная на созидание прекрасного в себе и вокруг себя. Если учесть, что человек живет среди людей и является носителем национальной и социальной культуры общества, то его эстетические взгляды и суж­дения во многом созвучны с общественными представлениями о прекрасном. Для понимания и приятия чуждого эстетического опы­та, для апробации личных эстетических суждений и результатов художественного творчества надо обладать коммуникативными способностями, т.е. способностью к общению, в том числе и в эсте­тической деятельности.

Совместная эстетическая деятельность способствует формиро­ванию у учащихся положительных взаимоотношений со сверстни­ками, умения сотрудничать, понимать и ценить художественное творчество других. В процессе совместной художественной деятель­ности на уроках изобразительного искусства ученики приобретают и совершенствуют опыт эстетического общения. Чем совершеннее общение на уроке, тем активнее протекает процесс взаимооб­мена чувственными представлениями, знаниями и умениями, тем богаче становится эмоционально-интеллектуальный опыт каждо­го участника общения?

В настоящее время формирование культуры общения — одна из актуальных проблем воспитания подрастающего поколения. Рас­сматривая коллективную деятельность как продуктивное общение, педагоги высоко оценивают ее роль в развитии социальной актив­ности. В коллективной деятельности социальная активность про­является в двух формах: общение и общественно значимый резуль­тат. Общение в процессе коллективной деятельности — это сред­ство передачи полезной информации и практического опыта, средство формирования культуры самого общения.

Коллективная изобразительная деятельность рассматривается как продуктивное общение, в котором осуществляются следующие функции:

- информационная — обмен чувственной и познавательной ин­формацией;

контактная — готовность к приему и передаче информации;

координационная — согласование действий и организация взаимодействия;

перцептивная — восприятие и понимание друг друга;

развивающая — изменение личностных качеств участников деятельности.

Подлинная коллективность предполагает не только наличие чет­ких организационных связей, эффективно-продуктивную органи­зацию дел, но и нравственную потребность в другом человеке, ко­торая основывается на общем коллективном сознании. В качестве критериев подлинной коллективности, способствующей развитию коллективного творчества, выступают следующие показатели:

общность интересов и осознанность цели работы каждым уча­стником коллективной деятельности;

неограниченность индивидуально-творческого проявления, наличие условий самовыражения и самореализации каждого;

гуманистический характер общения, составление групп на ос­нове добровольности и взаимных симпатий, защищенность личности от произвола;

доверие и взаимопомощь (между членами коллектива);

сочетание ролевого и личностного взаимодействия с перио­дической сменой лидеров.

Таким образом, коллективная деятельность определяется педа­гогами как равноправное личностное взаимодействие учащихся, направленное на согласование и объединение общих усилий с це­лью достижения высокого уровня активности, коллективной общ­ности и индивидуальной удовлетворенности, проявляющейся в адекватной оценке себя и других, реализация творческого потен­циала и комфортности.

В рамках данного пособия акцентируется внимание на пробле­ме организации коллективного изобразительного творчества как одного из видов художественной деятельности на уроках изобра­зительного искусства (при этом не занижается значение двух ос­тальных видов — потребление И искусствознание) в художествен­ном воспитании детей. Изобразительная деятельность учащихся рассматривается во взаимосвязи с эстетическим и художественным восприятием, а также с теорией изобразительного искусства.

Коллективная деятельность учащихся стала рассматриваться как актуальный метод художественного воспитания и приобще­ния детей к изобразительному творчеству сравнительно недавно.

Значительный рост интереса учителей к этому методу отмечается в конце 80-х — начале 90-х гг. Отчасти это можно объяснить появ­лением новых концепций художественного образования, новых программ по изобразительному искусству, значительно расширя­ющих не только представления о художественной культуре нации, страны, мира, но и поле художественной деятельности на уроках изобразительного искусства в школе, хотя метод коллективного изобразительного творчества в практике художественного воспи­тания появился значительно раньше.

На рубеже XIXXX вв. педагоги большое значение отводили игровым приемам воспитания детей средствами изобразительного искусства. Одной из актуальных игровых форм была совместная изобразительная деятельность детей на общей плоскости большо­го размера.

В первые годы советской власти новая школа искала свои методы и приемы обучения детей. Социальное воспитание противопоставля­лось воспитанию индивидуальному. Развитие коллективных навыков, умения жить и творить коллективно, развитие социальной активнос­ти — все эти задачи новой школы осуществлялись на занятиях худо­жественной и декоративно-прикладной деятельностью. В 20-е гг. было широко распространено участие детей в украшении классных комнат, школы, спектаклей, революционных праздников. Оформительские работы как результат коллективного художественного труда детей имели внушительные размеры и общественно значимый результат.

Активными пропагандистами метода коллективного творчества в те годы были педагоги-экспериментаторы А. В. Бакушинский, П. П. Блон-ский, Г. В. Лабунская, К. М. Лепилов, С. Т. Шацкий, В. Ф. Шехтель и др. Под руководством учителя изобразительной деятельности усили­ями одного класса и за один урок создавались монументальные про­изведения: макеты, декоративные панно, большие тематические композиции. Для выполнения некоторых работ объединялись уси­лия всей школы, учащиеся разного возраста принимали участие в коллективной художественно-производственной деятельности. Педагоги, организовывающие процесс коллективного творчества детей, утверждали, что выполнение таких работ развивает чувство солидарности и уважения к общественному труду, а разнообразие материалов способствует проявлению инициативы и изобретатель­ности. Даже название методов организации коллективной работы отражает дух того времени: «метод проектов», «бригадный метод».

В 30-е гг. произошла радикальная смена целей и содержания преподавания изобразительного искусства в школе. Основными задачами предмета «рисование» было обучение детей основам изобразительной грамоты, развитие умения и навыков рисования различных предметов с натуры и по памяти. Рисование с натуры стало основным методом обучения. Содержание программы по ри­сованию, направленное на развитие индивидуальных знаний, уме­ний и навыков, исключило возможность совместной деятельности детей на уроках.

Коллективное творчество надолго оставалось уделом методики внеклассных и внешкольных занятий по изобразительному искус­ству. Этот метод использовался педагогами в основном на заняти­ях декоративно-прикладного искусства при выполнении обществен­ных работ, связанных с оформлением праздников: изготовление елоч­ных украшений, плакатов, лозунгов, стенных газет, декоративных фризов и т.п.

Лишь в начале 60-х гг. были предприняты попытки использо­вать совместную изобразительную деятельность детей как сред­ство активизации изобразительного творчества на уроке рисования в начальных классах (Г. В. Лабунская, Е. Е. Рожкова, В. Н. Вет­ров, Т. Я. Шпикалова).

В 70-е гг. в рамках диссертационного исследования И.Н.Турро было определено значение коллективной деятельности в художе­ственном образовании младших школьников, дан наиболее полный анализ существующих видов коллективной изобразительной дея­тельности и их классификация. Автором отмечалось, что сам про­цесс коллективной деятельности и его результат всегда вызывают у детей положительные эмоции, чувства удовлетворения и интерес к изобразительной деятельности.

В работе И.Н.Турро подчеркивалось, что коллективные занятия создают благоприятные условия для общения детей друг с другом, в процессе работы каждый становится источником знаний для дру­гих участников. Результат коллективной деятельности, который, по мнению автора, всегда имеет практическое значение, позволяет свя­зать обучение детей изобразительному искусству с жизнью.

Многие из положений работы И.Н.Турро, созвучные идеям пе­дагогов 20-х гг., и сегодня не утратили актуальности, в частности, проблема коллективной деятельности детей, наиболее существен­ная в теории художественной педагогики, а предложенная методи­ка организации совместной изобразительной деятельности учащих­ся приемлема для современного урока не только в начальной шко­ле, но и в старших классах.

В конце 70-х и в начале 80-х гг. лаборатория изобразительного искусства НИИ художественного образования АПН СССР осуще­ствляла Всесоюзный эксперимент по определению нового содер­жания, форм и методов художественного воспитания детей сред­ствами изобразительного искусства. Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» под редакцией Б.М.Неменского как результат совместного поиска НИИ художественного вос­питания, Союза художников СССР и многолетнего эксперимента впервые включила в перечень основных методов приобщения де­тей к изобразительному искусству метод коллективных и группо­вых работ.

Б. М. Неменский в книге «Мудрость красоты» дал высокую оцен­ку методу коллективных работ, отметив, что при использовании этого метода ученики приобретают не только опыт коллективного творчества, но еще и опыт понимания места и роли искусства в жизни. В программе «Изобразительное искусство. Основы на­родного и декоративно-прикладного творчества» под редакцией Т. Я. Шпикаловой также высоко оценивается коллективная деятель­ность как метод поведения уроков-праздников, уроков обобщения знаний учащихся, полученных на занятиях комплексного изучения изобразительного, народного и декоративно-прикладного искусст­ва. По мнению авторов программы, осознание учащимися основ соотношения индивидуального и коллективного в национальных художественных традициях декоративно-прикладного искусства активизирует их творческую деятельность в процессе изучения на­родных художественных промыслов и создания художественного образа вещи, выполненной в традициях народного искусства.

Коллективная форма организации дает возможность формировать навыки и умения работать вместе, строить общение, развивать почву для проявления и формирова­ния общественно ценностных мотивов. Совместный труд обладает качествами, способными стимулировать интерес к изобразительной деятельности и развивать творческую актив­ность детей. Именно то обстоятельство, что детям нравится рабо­тать сообща, что их радует сопричастность к полученному общему художественному продукту, определяет необходимость разработки и внедрения коллективных форм в практику художественного вос­питания детей.

Таким образом, коллективная деятельность имеет огромное зна­чение в художественном воспитании школьников как средство, ак­тивизирующее развитие их творческого потенциала, формирующее и совершенствующее навыки совместной работы, развивающее по­требность в эстетическом общении и интерес к изобразительной деятельности. Коллективная деятельность как игровой прием спо­собствует активному вовлечению детей в учебно-воспитательный процесс урока и как метод обобщения знаний и умений учащихся позволяет активизировать процесс их систематизации и закрепле­ния. Результат коллективной деятельности имеет огромное значе­ние в воспитании социально активной позиции учащихся.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ

КОЛЛЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

В практике преподавания изобразительного искусства в школе существует несколько форм коллективной деятельности и большое число методик ее организации. Такое положение объясняется тем, что коллективная деятельность популярна среди учителей как наи­более эффективный метод приобщения детей к изобразительному искусству, и поэтому преподаватели ищут новые формы и методы ее организации. Анализируя опыт учителей изобразительного ис­кусства, нельзя не заметить, что многие из форм, несмотря на ав­торские названия, например «эстафета», «конвейер», «коллектив­но-производственная», «совместно-последовательная», по сути одна и та же форма коллективной деятельности, в основе которой лежит последовательное выполнение отдельной технологической операции процесса изготовления части или элемента какого-либо изделия од­ним учеником. Но вот методика организации работы такого конвей­ера может быть разнообразна настолько, что коллективная деятель­ность из разряда совместной операционно-технологической перей­дет в разряд художественно-творческой или занимательно-игровой.

Следовательно, чтобы обобщить опыт многих, сделав его дос­тупным для каждого, потребуется привести все известные формы к единой системе. Только так накопленный опыт учителей-практи­ков может стать достоянием молодых педагогов.

Для чего нужно опытному учителю изобразительного искусст­ва знать классификацию форм коллективной деятельности?

Во-первых, для того чтобы сознательно перенимать чужой пе­дагогический опыт и, понимая принцип организации работы уча­щихся над коллективной композицией, подбирать адекватные ме­тоды и приемы ведения коллективного труда с учетом возрастных особенностей учащихся, целей урока и специфики технологии изоб­разительной или декоративно-прикладной деятельности. Во-вто­рых, знание разных форм и методики проведения коллективных занятий активизирует собственное педагогическое творчество учи­теля, наполняя известную форму работы новым содержанием, но­выми приемами активизации художественной деятельности и обоб­щения коллективного результата.

Таким образом, и теоретикам, и практикам нужна четкая, выве­ренная классификация видов коллективной деятельности, систе­ма методов и приемов ее организации.

Формы коллективной изобразительной деятельности и их классификация

В методике преподавания изобразительного искусства извест­ны три классификации коллективных форм изобразительной дея­тельности.

Автор первой классификации — М.Н.Турро, исследовавший еще в 70-е гг. образовательные и воспитательные возможности коллек­тивных работ по изобразительному искусству в начальных клас­сах1. В основу его классификации коллективных работ были поло­жены особенности организации совместной изобразительной деятельности учащихся. Он выделил три основных формы коллек­тивной изобразительной деятельности: фронтальная, комплексная, коллективно-производственная.

1.       Фронтальная форма, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных рисунков учащих­ся, сделанных с учетом поставленной учителем задачи или со зна­нием замысла общей композиции. Процесс совместной деятельно­сти наблюдается лишь в конце урока, когда индивидуально выпол­ненные части, элементы композиции собираются в единое целое.

2.   Комплексная форма предполагает выполнение коллектив­ной работы на одной плоскости, когда каждый учащийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и со­гласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

3.   Коллективно-производственная форма, при которой дея­тельность детей строится по принципу конвейера, когда каждый делает только одну определенную операцию в процессе изготовле­ния изделия.

На уроках рисования наиболее легкая форма совместной дея­тельности — фронтальная, которая получила позже название индивидуально-коллективной. Методика организации Коллектив­ной деятельности этой формы такова: разбить большое изображе­ние на одинаковые или схожие элементы, выполняемые детьми инди­видуально, а затем соединить фрагменты в единое и доработать. Та­ким образом, лишь в заключение деятельность учащихся напоминала коллективную. Сложность организации коллективного результата

заключалась в том, что умения детей были разного уровня и не было согласованности в эстетических представлениях учеников.

В ходе экспериментальной работы над содержанием программы «Изобразительное искусство и художественный труд» под руковод­ством Б. М. Неменского учителями-экспериментаторами были выяв­лены несколько видов коллективной деятельности, которые позже были систематизированы по признаку количества участников про­цесса совместного труда. Согласно этому подходу к классификации совместной деятельности все коллективные работы учащихся делят­ся на: парные — работа в паре, например, учащихся, сидящих за одной партой; групповые — в небольших группах по 3—5 человек; коллек­тивные — работа осуществляется большой группой, половиной или всем классом. Такая классификация по количественному составу уча­стников совместной деятельности, к сожалению, раскрывает лишь методику организации коллективной работы, но не специфику взаимо­действия учащихся в процессе выполнения коллективной композиции.

Более точная и полная систематизация видов коллективной изобразительной деятельности представлена в классификации, раз­работанной Т.С.Комаровой и А-ИХавенковым1. В ее основе лежат три основные формы организации совместной деятельности, выде­ленные психологами: совместно-индивидуальная, совместно-пос­ледовательная и совместно-взаимодействующая.

Совместно-индивидуальная форма характеризуется тем, что участники вначале работают индивидуально с учетом единого за­мысла и лишь на завершающем этапе деятельность каждого стано­вится частью общей композиции. Совместно-последовательная форма предполагает работу по принципу конвейера, когда резуль­тат действий одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников. Совмест­но-взаимодействующая форма представляет возможности вести совместную работу одновременно всем участникам, согласовывая их действия на каждом из этапов коллективной деятельности.

Эта классификация совместной деятельности на занятиях изоб­разительного искусства созвучна системе видов коллективной ра­боты, предложенной И.Н.Турро, но ее отличает более тонкая внут­ренняя дифференциация методов организации коллективного тру­да. Мы выбираем ее для обобщения нашего опыта организации коллективной деятельности на уроках изобразительного искусства

еще и потому, что каждая из представленных в ней форм совмест­ной деятельности не препятствует делению класса на пары, малые или большие группы при выполнении коллективной работы. Со­четание же индивидуальной и групповой работы учащихся, их вза­имодействие позволяет максимально использовать творческий по­тенциал каждого участника коллективной деятельности, вносит раз­нообразие в методику ее организации. Кроме того, мы допускаем комбинирование форм совместной деятельности, возможность сме­ны ее формы в ходе выполнения коллективной композиции, что внесет разнообразие в методику ведения коллективной работы и обогатит опыт коллективного творчества учащихся.

Рассмотрим более подробно каждый из видов совместной дея­тельности и их сочетание на уроках изобразительного искусства, проследим на конкретных примерах методику вовлечения детей в коллективную деятельность, выделим приемы организации процес­са коллективного творчества и принципы составления коллектив­ных композиций.

Место коллективной деятельности в учебно-воспитательном процессе

Коллективная изобразительная деятельность предполагает еди­ный информационный уровень подготовленности ее участников и относительно одинаковый уровень их изобразительных умений и навыков, так как только это гарантирует равную ответственность учащихся за качество результата совместной деятельности. Поэто­му необходимо, чтобы каждая коллективная работа была по воз­можности более органично связана с системой выполняемых ранее учащимися заданий, являясь как бы их итогом. Например, выпол­нению учащимися 3 класса коллективной композиции «Страна те­ремная» предшествуют следующие уроки:

«Путешествие в теремную страну» (информация по теме), знакомство с особенностями теремного зодчества Древней Руси, выполнение линейных зарисовок русской теремной архитектуры;

знакомство с резным декором русского деревянного зодче­ства, развитие умений составлять геометрический орнамент в полосе и совершенствование навыков силуэтного вырезы­вания на примере элементов декора русского терема;

выполнение изображения по мотивам русского теремного зод­чества, работа в малых группах над совместным изображени­ем терема в технике аппликации и составление коллективного панно «Страна теремная».

В методике преподавания изобразительного искусства кол­лективная деятельность определяется как прием обобщения знаний учащихся, полученных в течение цикла уроков, объе­диненных единой тематикой. Коллективная деятельность час­то используется в качестве методики ведения итогового урока четверти.

Например, в программе «Изобразительное искусство и художе­ственный труд»2 2 класс, IV четверть «Как говорит искусство» завер­шается конструированием макета нового микрорайона; 4 класс, I чет­верть «Искусство твоего народа» — созданием коллективного панно на тему народного праздника; 7 класс, III четверть «Декор, человек, общество, время» — выполнением коллективных панно для игр-вик­торин, отражающих проявление стиля разных эпох в интерьере, одеж­де, утвари, а IV четверть «Современное декоративное искусство» завершается большой коллективной композицией (работа в тече­ние пяти уроков), предназначенной для оформления интерьера школы.

В программе" «Основы народного и декоративно-прикладного ис­кусства» также рекомендуется использовать коллективные работы в качестве метода обобщения знаний и умений учащихся, получен­ных в течение нескольких уроков. Например, в 6-м классе цикл за­нятий раздела «Орнамент — образ эпохи», посвященный искусству Древнего Египта, советуют организовать следующим образом:

1-й урок. Изображение главных элементов растительного древ­неегипетского орнамента.

2-й урок. Выполнение эскиза колонн с мотивами лотоса, папи­руса для украшения капителей.

3-й урок. Составление композиции орнамента с растительными и зооморфными мотивами древнеегипетского орнаментального ис­кусства.

4-й урок. Выполнение эскиза ювелирных украшений с изобра­жением священного жука — скарабея.

5-й урок. Составление композиции «Утро египетской царицы» с ис­пользованием предметов: клафт — головной убор, футлярообразное платье, украшения, коробочки с косметикой, мебель, туалетный столик.

6-й урок. Коллективная работа. Декоративное панно «Прогулка фараона с царицей на лодке по реке», «Птицы и рыбы в зарослях тростника».

При самостоятельном календарно-тематическом планировании учитель завершает тематический цикл занятий по изобразительно­му искусству уроком коллективной художественной деятельнос­ти. Чаще всего такими уроками завершаются четверть, год. Совме­стная деятельность на уроках обобщения знаний учащихся пред­полагает систематизацию и закрепление большого объема знаний и умений учащихся, поэтому учитель чаще использует на итоговых уроках совместно-взаимодействующую форму коллективной дея­тельности. Такая форма позволяет организовать работу детей в раз-нотематических группах, задания которых отражают темы уроков всего цикла, всей четверти. Например, динамическое пособие «Бал в замке Спящей красавицы», «В русской избе» и т.д.

Включение в календарно-тематический план урока коллектив­ной деятельности может быть вызвано общественно значимыми.

 

 

 

 
 
 
Hosted by uCoz