О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

 

Пасынкова Н. А.,

учитель начальных классов,

руководитель ШМО учителей.

Организация учебно-исследовательской деятельности

младших школьников.

              Исследовательская работа является уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором воспитательно-образовательного процесса, способствующего развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образованияИсследовательская деятельность учащихся начальных классов опирается на присущую ребёнку от природы потребность познания действительности. В дошкольном возрасте ребёнок проявляет любознательность, любит наблюдать и экспериментировать, проявляет интерес к познавательной литературе. В период обучения в начальной школе возникает необходимость поддерживать и развивать исследовательские способности детей. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников способствует повышению качества образовательного процесса, сознательному, комплексному освоению знаний и способов практической деятельности, успешной социализации ребёнка, обеспечивает эффективное развитие творческих способностей.

      Для того, чтобы ребенок мог участвовать в научной, учебно-исследовательской деятельности в старших классах, в начальной школе его нужно к этой деятельности готовить.

Поэтому в нашей школе большое внимание уделяется развитию исследовательских способностей учащихся. Целью проводимой работы является создание условий для формирования исследовательских умений у учащихся начальной школы.

Организация учебно-исследовательской деятельности строится с учётом возрастных особенностей. Учебно-исследовательские работы выполняются учащимися под руководством учителя, часто с использованием упрощенных методик сбора, обработки данных,  анализа полученного материала или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с  учётом опыта начинающего исследователя. Большую помощь в работе оказывают родители. Учителем проводятся мини-собрания, на которых знакомят родителей с новым видом деятельности их детей. Родители помогают учителю координировать работу ребенка, оказывают помощь в подборе необходимой литературы, оформлении проекта.

В ходе организации  учебно-исследовательской деятельности младших школьников решаются следующие задачи:

·        формирование потребностей и мотивов исследовательской деятельности;

·        обучение специальным знаниям и умениям, необходимым в исследовательском поиске;

·        формирование приёмов и методов самостоятельной исследовательской деятельности;

·        формирование умений учебного сотрудничества;

·        отработка умений, необходимых для выполнения в будущем самостоятельного исследования.

Для педагога результат такой деятельности не просто подготовленный ребёнком грамотно составленный отчёт по теме исследования. Педагогический результат – это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской деятельности, новые знания и умения, личностный рост  ученика, множество психических новообразований, отличающих творца от простого исполнителя.

   Для достижения этого результата, как показывает опыт, применима следующая последовательность организации учебно-исследовательской работы:

1.    Выбор темы исследования, исходя из интересов младших школьников.

2.  Постановка цели, формулировка задач исследования, выдвижение гипотез.

Практика показывает, что у младших школьников существуют трудности на  этом этапе. Обучение специальным умениям научной деятельности проводится поэлементно в рамках специальных занятий с маленькими исследователями.

3.  Цель – конечный результат, который будет получен в процессе исследования, выдвижения гипотез и их практической проверки. Выдвинуть гипотезу – высказать догадку, предположение и провести её проверку.  Важна простота и доступность проверки гипотезы. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.

4  Обучение самостоятельному поиску информации по теме исследования, умению работать с различными источниками.

Ребята накапливают материал по своей теме, составляют библиографию, делают выписки, пытаются найти информацию известным или  каким-либо необычным способом, фиксируют результаты. На этом этапе важно сопоставление с собственными знаниями и жизненным опытом, обратить внимание на понимание доступной научной терминологии.

5  Составление плана исследования, выбор методов сбора фактического материала.

Обучение приёмам и методам исследования строится с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Важно продумать систему творческих заданий, оказывать помощь в проверке гипотез, следить за выполнением плана исследования и распределением времени, формировать умение предвидеть результаты.

6  Обработка, анализ и обсуждение полученного материала.

Учитель оказывает индивидуальную помощь в систематизации собранного материала, обучает специальным методам статистической обработки данных, проверяет правильность и точность суждений.

7  Формулировка выводов.

Важно развивать у учеников умение выражать свои мысли и пользоваться терминологией по теме исследования, приводить аргументы, контраргументы, обосновывать свою точку зрения. Выводы должны соответствовать поставленным задачам, содержать краткое изложение результатов всей работы, их оценку.

8  Грамотное оформление работы в письменном или электронном виде в  соответствии с требованиями. Подготовка к выступлению на конференции.

Важно провести психологическую подготовку учащихся, соблюдать регламент выступления.

9  Подведение итогов. Критерии оценки выступлений. Диагностика.

10  Создание банка учебно-исследовательских работ младших школьников.

         В процессе работы по организации учебно-исследовательской деятельности столкнулись с тем, что детям часто не хватает опыта и их работы не носят выраженный исследовательский характер.

 Таким образом, в начальной школе возможны 3 уровня организации учебных исследований:

·        учитель ставит проблему, намечает ход её решения, а само решение ребёнок ищет самостоятельно;

·        учитель ставит проблему, а способы её решения ребёнок ищет самостоятельно;

·        самостоятельная постановка проблемы, поиск методов и разработка решения при контроле со стороны учителя.

         Главный смысл учебного исследования – развитие личности. Управление развитием школьников в первую очередь предполагает умение «видеть» каждого ученика на всех этапах его исследовательской деятельности.

     . Технология проектно-исследовательской деятельности выдвигается на одно из лидирующих мест по применению и широте использования в образовательном процессе современной школы. Моя задача учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации. Особенно ценны воспитательные возможности групповых проектов, когда в процессе совместной деятельности небольшого коллектива появляется совместный продукт. Количество учащихся, принимающих участие в исследовательской деятельности и создании проектов из года в год увеличивается.   Ученики постепенно начинают понимать, что учебный проект – это деятельность направленная на решение интересной проблемы, сформулированная самими учащимися в виде цели и задачи, причем результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное значение и интересен и важен для самих открывателей.  

Учащиеся моего класса выступают со своими проектами на традиционных общешкольных  научно-практических конференциях. В 2007-2008 году дети моего класса выступали с индивидуальными исследовательскими работами, которые были отмечены дипломами и грамотами. Потылицина Оля с исследовательским проектом «Матерые воды» победила в номинации «Практическая направленность». Грачева Арина с исследовательской работой « Влияние окружающей среды на перелеты птиц»  победила в номинации «Лучшее оформление реферата». Ею был выпущен буклет «Берегите птиц», который был распространен среди учащихся, учителей и жителей поселка. Проект Арины был помещен на школьный сайт. Аникина Маша за участие в научно-практической конференции по естествознанию получила грамоту за свою исследовательскую работу «НЛО»  в номинации «Неординарность темы». Работа Потылициной Оли была представлена на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», организованным издательским домом «Первое сентября». Данная исследовательская работа напечатана.

Умения и навыки самостоятельного исследования, полученные на специальных занятиях, легко переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения, эффективно сотрудничать  составляет основу последующего творческого развития.

Ежегодно в нашей школе проходит конкурс родословных, где все желающие могут попробовать себя в роли знатока-краеведа. Составляются генеалогические древа, формируются семейные фотоальбомы, растет интерес к истории своей малой родины. Нельзя забывать в этом случае и про воспитательный момент. В некоторых семьях хранятся мемуары. Здесь и события, и их личная оценка. Ребята включают в свои творческие работы отрывки из мемуаров, писем. Собирая шаг за шагом сведения о своих родителях родных, ребята начинают осознавать неразрывную связь человеческих судеб с историей нашей страны. В итоге у учеников нередко получаются весьма интересные творческие работы. Во многих работах учеников явственно ощутимо, что ребята гордятся своими родственниками. Роль учителя в организации исследовательской работы детей чрезвычайно сложна и ответственна. Нужно направлять, советовать, вникать в материал, лично общаться с родными ребенка, ориентироваться во всех семейных событиях. Изучение родословных делает более прочными психологические контакты учителя с учениками, учителя с родителями, а главное – контакты детей со старшими членами семьи, что особенно важно в этом возрасте.

15.12.2008 год

 

 

 

 
 
Hosted by uCoz