|
Пасынкова Н. А., учитель начальных классов, руководитель ШМО учителей. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников. Исследовательская работа является уникальным инструментом развития личности учащихся, действенным фактором воспитательно-образовательного процесса, способствующего развитию педагога и ребенка, формирующим высокий уровень общественной культуры и образования. Исследовательская деятельность учащихся начальных классов опирается на присущую ребёнку от природы потребность познания действительности. В дошкольном возрасте ребёнок проявляет любознательность, любит наблюдать и экспериментировать, проявляет интерес к познавательной литературе. В период обучения в начальной школе возникает необходимость поддерживать и развивать исследовательские способности детей. Организация учебно-исследовательской деятельности младших школьников способствует повышению качества образовательного процесса, сознательному, комплексному освоению знаний и способов практической деятельности, успешной социализации ребёнка, обеспечивает эффективное развитие творческих способностей. Для того, чтобы ребенок мог участвовать в научной, учебно-исследовательской деятельности в старших классах, в начальной школе его нужно к этой деятельности готовить. Поэтому в нашей школе большое внимание уделяется развитию исследовательских способностей учащихся. Целью проводимой работы является создание условий для формирования исследовательских умений у учащихся начальной школы. Организация учебно-исследовательской деятельности строится с учётом возрастных особенностей. Учебно-исследовательские работы выполняются учащимися под руководством учителя, часто с использованием упрощенных методик сбора, обработки данных, анализа полученного материала или по некоторому набору последовательных заданий, разработанных с учётом опыта начинающего исследователя. Большую помощь в работе оказывают родители. Учителем проводятся мини-собрания, на которых знакомят родителей с новым видом деятельности их детей. Родители помогают учителю координировать работу ребенка, оказывают помощь в подборе необходимой литературы, оформлении проекта. В ходе организации учебно-исследовательской деятельности младших школьников решаются следующие задачи: · формирование потребностей и мотивов исследовательской деятельности; · обучение специальным знаниям и умениям, необходимым в исследовательском поиске; · формирование приёмов и методов самостоятельной исследовательской деятельности; · формирование умений учебного сотрудничества; · отработка умений, необходимых для выполнения в будущем самостоятельного исследования. Для педагога результат такой деятельности не просто подготовленный ребёнком грамотно составленный отчёт по теме исследования. Педагогический результат – это прежде всего бесценный в воспитательном отношении опыт самостоятельной, творческой исследовательской деятельности, новые знания и умения, личностный рост ученика, множество психических новообразований, отличающих творца от простого исполнителя. Для достижения этого результата, как показывает опыт, применима следующая последовательность организации учебно-исследовательской работы: 1. Выбор темы исследования, исходя из интересов младших школьников. 2. Постановка цели, формулировка задач исследования, выдвижение гипотез. Практика показывает, что у младших школьников существуют трудности на этом этапе. Обучение специальным умениям научной деятельности проводится поэлементно в рамках специальных занятий с маленькими исследователями. 3. Цель – конечный результат, который будет получен в процессе исследования, выдвижения гипотез и их практической проверки. Выдвинуть гипотезу – высказать догадку, предположение и провести её проверку. Важна простота и доступность проверки гипотезы. Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблемы. Построение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления. 4 Обучение самостоятельному поиску информации по теме исследования, умению работать с различными источниками. Ребята накапливают материал по своей теме, составляют библиографию, делают выписки, пытаются найти информацию известным или каким-либо необычным способом, фиксируют результаты. На этом этапе важно сопоставление с собственными знаниями и жизненным опытом, обратить внимание на понимание доступной научной терминологии. 5 Составление плана исследования, выбор методов сбора фактического материала. Обучение приёмам и методам исследования строится с учётом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Важно продумать систему творческих заданий, оказывать помощь в проверке гипотез, следить за выполнением плана исследования и распределением времени, формировать умение предвидеть результаты. 6 Обработка, анализ и обсуждение полученного материала. Учитель оказывает индивидуальную помощь в систематизации собранного материала, обучает специальным методам статистической обработки данных, проверяет правильность и точность суждений. 7 Формулировка выводов. Важно развивать у учеников умение выражать свои мысли и пользоваться терминологией по теме исследования, приводить аргументы, контраргументы, обосновывать свою точку зрения. Выводы должны соответствовать поставленным задачам, содержать краткое изложение результатов всей работы, их оценку. 8 Грамотное оформление работы в письменном или электронном виде в соответствии с требованиями. Подготовка к выступлению на конференции. Важно провести психологическую подготовку учащихся, соблюдать регламент выступления. 9 Подведение итогов. Критерии оценки выступлений. Диагностика. 10 Создание банка учебно-исследовательских работ младших школьников. В процессе работы по организации учебно-исследовательской деятельности столкнулись с тем, что детям часто не хватает опыта и их работы не носят выраженный исследовательский характер. Таким образом, в начальной школе возможны 3 уровня организации учебных исследований: · учитель ставит проблему, намечает ход её решения, а само решение ребёнок ищет самостоятельно; · учитель ставит проблему, а способы её решения ребёнок ищет самостоятельно; · самостоятельная постановка проблемы, поиск методов и разработка решения при контроле со стороны учителя. Главный смысл учебного исследования – развитие личности. Управление развитием школьников в первую очередь предполагает умение «видеть» каждого ученика на всех этапах его исследовательской деятельности. . Технология проектно-исследовательской деятельности выдвигается на одно из лидирующих мест по применению и широте использования в образовательном процессе современной школы. Моя задача учить детей творчеству, воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, осуществлять поиск нужной информации. Особенно ценны воспитательные возможности групповых проектов, когда в процессе совместной деятельности небольшого коллектива появляется совместный продукт. Количество учащихся, принимающих участие в исследовательской деятельности и создании проектов из года в год увеличивается. Ученики постепенно начинают понимать, что учебный проект – это деятельность направленная на решение интересной проблемы, сформулированная самими учащимися в виде цели и задачи, причем результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное значение и интересен и важен для самих открывателей. Учащиеся моего класса выступают со своими проектами на традиционных общешкольных научно-практических конференциях. В 2007-2008 году дети моего класса выступали с индивидуальными исследовательскими работами, которые были отмечены дипломами и грамотами. Потылицина Оля с исследовательским проектом «Матерые воды» победила в номинации «Практическая направленность». Грачева Арина с исследовательской работой « Влияние окружающей среды на перелеты птиц» победила в номинации «Лучшее оформление реферата». Ею был выпущен буклет «Берегите птиц», который был распространен среди учащихся, учителей и жителей поселка. Проект Арины был помещен на школьный сайт. Аникина Маша за участие в научно-практической конференции по естествознанию получила грамоту за свою исследовательскую работу «НЛО» в номинации «Неординарность темы». Работа Потылициной Оли была представлена на фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио», организованным издательским домом «Первое сентября». Данная исследовательская работа напечатана. Умения и навыки самостоятельного исследования, полученные на специальных занятиях, легко переносятся в дальнейшем на все виды деятельности. Способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать принимаемые решения, эффективно сотрудничать составляет основу последующего творческого развития. Ежегодно в нашей школе проходит конкурс родословных, где все желающие могут попробовать себя в роли знатока-краеведа. Составляются генеалогические древа, формируются семейные фотоальбомы, растет интерес к истории своей малой родины. Нельзя забывать в этом случае и про воспитательный момент. В некоторых семьях хранятся мемуары. Здесь и события, и их личная оценка. Ребята включают в свои творческие работы отрывки из мемуаров, писем. Собирая шаг за шагом сведения о своих родителях родных, ребята начинают осознавать неразрывную связь человеческих судеб с историей нашей страны. В итоге у учеников нередко получаются весьма интересные творческие работы. Во многих работах учеников явственно ощутимо, что ребята гордятся своими родственниками. Роль учителя в организации исследовательской работы детей чрезвычайно сложна и ответственна. Нужно направлять, советовать, вникать в материал, лично общаться с родными ребенка, ориентироваться во всех семейных событиях. Изучение родословных делает более прочными психологические контакты учителя с учениками, учителя с родителями, а главное – контакты детей со старшими членами семьи, что особенно важно в этом возрасте. 15.12.2008 год
|