Крыцина
Марина Викторовна,
учитель
начальных классов
Активные формы обучения на уроках права в начальных
классах
Сегодняшние дети
- это будущее страны. Каким станет
будущее детей, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие
граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве. Курс
«Права человека для младших школьников» построен в циклическом варианте,
главным содержанием которого стали права людей, закреплённые в
Декларации прав человека. Курс создан в виде путешествия по сказкам,
главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания
являются сказочные герои.
Занятия по правам
человека в начальной школе – необычные уроки, это откровенные и
душевные беседы, касающиеся личности ребёнка, его отношения к другим
людям, отношения окружающих к нему, раскрывающие духовный мир людей. Во
время занятий дети знакомятся с международными документами по правам
человека – Всеобщей декларацией прав человека и Декларацией прав
ребёнка. Использование игровых форм создаёт благоприятные условия для
понимания и усвоения нравственных норм в естественных для детей игровых
действиях.
Цель
занятий: знакомство уч-ся с основными правами ребёнка, содействие
воспитанию нравственно-правовых норм.
Задачи
занятий: передать школьникам знания о правах ребёнка,
содействовать воспитанию убеждения, что право выбора неразрывно связано
с ответственностью за свои поступки, формировать правовую культуру
человека.
Атмосфера уроков: уроки права не могут
быть обычными с традиционными опросами. На таких занятиях необходимо
создать атмосферу доброжелательности, искренности, в которой каждому
ученику хотелось бы выразить своё отношение к обсуждаемым вопросам.
Мнения не делятся на «правильные» и «неправильные». К мнению каждого
следует относиться с уважением. В ходе рассуждений ученик сам убедится,
истинно оно или нет. На уроках использую задания творческого характера,
которые не только помогают изучению данного учебного материала, но и
делают учебный материал эмоционально окрашенным. Игровой характер
подачи материала предоставляет учителю широкие возможности разнообразить
занятия, переключать внимание детей на обсуждение известных литературных
героев.
Активность, творчество
и заинтересованность проявляют и родители при выполнении заданий по
праву, таких как:
- изготовление генеалогического древа,
- профессии моих
родителей,
-
герб моей семьи.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в
частности, их особенная восприимчивость к играм, желание и умение
играть способствует эффективному применению на уроках обучения правам
человека различных игровых методик:
Игра «Я – это я»
Учитель
просит детей нарисовать на листке круг и прямую линию. Затем просит
выйти с листочком 3-4 ребят. Подводит к выводу, что все рисунки разные,
и люди все тоже разные, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей,
столько и разных личностей. Но одно у нас общее – это наши права и
обязанности, они общие для всех. И мы в равной степени должны их
выполнять. Существуют документы, в которых прописаны наши права. На
сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.
Игра
«Крестики-нолики»
Класс
делится на команды: крестики и нолики. Каждая команда выбирает номер
квадрата, на котором нарисован знак команды (крестик или нолик). На
обороте квадрата написана статья о правах человека, команда читает её.
Посовещавшись, нужно назвать пример сказки, в которой нарушаются
указанные в статье права сказочных героев.
Игра
«Путешествие на планету ЗиП» (закон и право)
Класс
делится на команды. Учитель просит «пристегнуть ремни» и приготовиться к
путешествию. Игре можно посвятить целый урок или серию уроков. Этапы
путешествия совпадают с этапами урока. Можно пригласить детей в
«тренажёрный зал», пока «корабль набирает высоту» - физкультминутка.
Учителем объявляется «схема полётов» - основной этап урока, в котором
используются разные виды работ по изучению прав человека. «Моё
настроение» - заключительный этап урока, релаксация.
Игра «Волшебный
микрофон»
Дети
становятся в круг. Игра начинается с того, что учитель говорит: « В моих
руках «волшебный микрофон», и каждый из нас имеет право сказать что-то
очень важное любому, стоящему в кругу: это могут быть добрые слова,
какой-то совет, который вы хотите сказать или просто поделиться хорошим
настроением с другими. «Волшебным микрофоном» может быть любой предмет
(ручка, карандаш, игрушка…)
Игра
«Комплименты»
Дети
становятся в круг. Учитель говорит о том, что у каждого из вас есть
возможность сказать друг другу комплименты. Давайте сделаем так, чтобы
у каждого было хорошее настроение, чтобы урок получился не только
полезным, но и радостным. Выберите, кому вы хотите сказать комплимент.
Итак, игра начинается.
Игра
«Поварята»
Учитель спрашивает:
«Из чего варят суп?
- Выберите, роль какого овоща
вы хотите сыграть в нашей игре.
- Начинаем
варить суп. А правила игры такие: я буду произносить название овоща, а
те, у кого совпало название с загаданным, громко хлопает в ладоши. Итак,
играем! (картошка, капуста, морковь).
-
Как вы думаете, что помогло легко
понять игру? (правила игры) В нашей жизни тоже есть правила, которые
называются правами.
Игра «Чем мы
похожи и чем отличаемся друг от друга»
Учитель
говорит о том, что у каждого взрослого человека есть паспорт. Давайте и
мы нарисуем свой паспорт. На одной из страниц нарисуйте свой портрет
«Как я представляю себя». На другой стороне изобразите пиктограмму
«Мои права». Дети замечают, что все страницы паспорта у всех разные, но
только одна получилась у всех одинаковая – о правах человека. Игра
заканчивается мыслью о том, что все люди имеют одинаковые права.
В качестве примера использования
активных форм обучения – урок права во 2 классе «Я и мои права». Все
виды работ учащихся на уроке направлены на изучение прав человека, место
их в нашей жизни.
Урок во втором классе «Я и мои права»
Цель: совершенствование знаний о правах человека,
содействие воспитанию
нравственно-правовых норм.
1. Игра «Поварята»
- Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей. Давайте
улыбнёмся гостям
и с хорошим
настроением начнём наш урок.
- Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется
«Поварята». Кто
знает, из чего
варят суп (из овощей)?
- Выберите, роль какого овоща вы хотите сыграть.
- Начинаем варить суп. А правила игры такие: я
буду произносить название овоща, а те, у
кого совпало
название с загаданным, громко хлопает в ладоши. Итак, играем!
- Легко ли вам было играть?
- Как вы думаете, что помогло легко понять игру? Что я вам
рассказывала перед игрой? (правила игры)
2. Беседа о правах.
- В нашей жизни тоже есть правила, по которым живут люди. Как
называются эти правила? (права человека)
- В каком документе помещены права человека? (Декларация)
- Давайте расскажем Буратино о том, какие права есть у всех людей.
(Право на жизнь,
право на труд, защиту, развитие, семью,
свободное перемещение…)
3. Работа в группах.
- Сегодня будем работать группами, помним, что каждого нужно уметь
выслушать, потому
что в группах должны соблюдаться равные
права.
Задание
1: придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о
правах
1группа – право на развитие, учёбу,
2 группа – право на защиту,
3группа – право на семью.
- Расскажите о
придуманных знаках (защита пиктограмм).
- Бывает ли в жизни
ситуации, когда права человека нарушаются?
- Посмотрим,
нарушаются ли права сказочных героев в сказках.
Задание 2:
- Прочитайте отрывки из сказок и
определите, какое право нарушают сказочные герои:
Задание
для группы №1
Ведьма решила погубить
братца Иванушку и сестричку Алёнушку (право на жизнь).
Задание
для группы №2
Злая старуха выкрала
детей из колыбельки. Когда выросли, мальчик Золотой Хохолок и девочка
Золотая Коса собрались искать своих родителей (право на семью, право на
жизнь).
Задание
для группы №3
Ленивица и
приговаривает: «Стану я себя утомлять да пальцы знобить!
Авось старик и не
заметит не взбитую перину!» (право на труд)
4. Беседа о нарушении
прав в сказке «Приключения Буратино».
- Вспомним сказку
«Приключения Буратино».
- Что произошло с
Буратино, когда он оказался у Мальвины? (Мальвина посадила Буратино в
чулан).
- О каком праве
напоминает Мальвина? (право на учёбу, развитие)
- Понимает ли Буратино
важность этого права?
- Как вы занимаетесь
своим развитием в школе? А дома?
- Занимаетесь ли
развитием в кружках, секциях? Что в себе развиваете?
5. Творческая
работа.
- Придумайте
пиктограмму о вашем развитии в кружках, секциях (защита рисунков).
- Молодцы, ребята, вы
прекрасно справились с заданиями урока.
- У вас на партах
лежат волшебные цветы, но волшебник забыл их раскрасить. Давайте и мы
станем на миг
волшебниками: раскрасьте цветы и подарите друг другу!
|