О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

 

 

Крыцина Марина  Викторовна,

учитель начальных классов

 

Активные формы обучения на уроках права в начальных классах

 

  Сегодняшние дети - это будущее страны. Каким станет будущее детей, зависит от многих причин. Несомненно, одно: благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом государстве.  Курс «Права человека для младших школьников» построен в циклическом варианте, главным содержанием которого стали права людей, закреплённые в Декларации прав человека. Курс создан в виде путешествия по сказкам, главными проводниками в область правового знания, понимания, воспитания  являются сказочные герои.

  Занятия по правам человека в начальной школе –  необычные уроки, это откровенные и душевные беседы, касающиеся личности ребёнка, его отношения к другим людям, отношения окружающих к нему, раскрывающие духовный мир людей.  Во время занятий  дети знакомятся с международными документами по правам человека – Всеобщей декларацией прав человека и Декларацией прав ребёнка.  Использование игровых форм создаёт благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм в естественных для детей игровых действиях.

   Цель занятий: знакомство уч-ся с основными правами ребёнка, содействие воспитанию нравственно-правовых норм.

   Задачи занятий:  передать школьникам знания о правах ребёнка,  содействовать воспитанию убеждения, что  право выбора неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, формировать правовую культуру человека.

   Атмосфера уроков:  уроки права не могут быть обычными с традиционными опросами. На таких занятиях необходимо создать атмосферу доброжелательности, искренности, в которой каждому ученику хотелось бы выразить своё отношение к обсуждаемым вопросам. Мнения не  делятся на «правильные» и «неправильные». К мнению каждого следует относиться с уважением. В ходе рассуждений ученик сам убедится, истинно оно или нет. На уроках использую задания творческого характера, которые не только помогают   изучению данного учебного материала, но и делают учебный материал эмоционально окрашенным.  Игровой характер подачи материала предоставляет учителю широкие возможности разнообразить занятия, переключать внимание детей на обсуждение известных литературных героев.

   Активность, творчество и заинтересованность проявляют и родители при выполнении заданий по праву, таких как:

      -     изготовление генеалогического древа,

      -     профессии моих родителей,

      -          герб моей семьи.

   Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в частности, их особенная восприимчивость к играм, желание и умение играть  способствует эффективному применению на уроках обучения правам человека различных игровых методик:

 

Игра «Я – это я»

  Учитель просит детей нарисовать на листке круг и прямую линию. Затем просит выйти с листочком 3-4 ребят. Подводит к выводу, что все рисунки разные, и люди все тоже разные, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей, столько и разных личностей. Но одно у нас общее – это наши права и обязанности, они общие для всех. И мы в равной степени должны их выполнять. Существуют документы, в которых прописаны наши права. На сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.

 

  

 Игра «Крестики-нолики»

  Класс делится на команды: крестики и нолики. Каждая команда выбирает номер квадрата, на котором нарисован знак команды (крестик или нолик). На обороте квадрата написана статья  о правах человека, команда читает её. Посовещавшись, нужно назвать пример сказки, в которой нарушаются указанные в статье права сказочных героев.

 

Игра «Путешествие на планету ЗиП» (закон и право)

  Класс делится на команды. Учитель просит «пристегнуть ремни» и приготовиться к путешествию. Игре можно посвятить целый урок или серию уроков. Этапы путешествия совпадают с этапами урока. Можно пригласить детей в «тренажёрный зал», пока «корабль набирает высоту» - физкультминутка. Учителем объявляется «схема полётов» - основной этап урока, в  котором используются разные виды работ по изучению прав человека. «Моё настроение» - заключительный этап урока, релаксация.

 

Игра «Волшебный микрофон»

  Дети становятся в круг. Игра начинается с того, что учитель говорит: « В моих руках «волшебный микрофон», и каждый из нас имеет право сказать что-то очень важное любому, стоящему в кругу: это могут быть добрые слова, какой-то совет, который вы хотите сказать или просто поделиться хорошим настроением с другими. «Волшебным микрофоном» может быть любой предмет (ручка, карандаш, игрушка…)

 

Игра «Комплименты»

  Дети становятся в круг. Учитель говорит о том, что у каждого из вас есть возможность сказать друг другу комплименты.  Давайте сделаем так, чтобы у каждого было хорошее настроение, чтобы урок получился не только полезным, но и радостным. Выберите, кому вы хотите сказать комплимент. Итак, игра начинается.

 

 Игра «Поварята»

           Учитель спрашивает:  «Из чего варят суп?

      - Выберите, роль какого овоща вы хотите  сыграть в нашей игре.

     -      Начинаем варить суп. А правила игры такие: я буду произносить название овоща, а те, у кого совпало название с загаданным, громко хлопает в ладоши. Итак, играем! (картошка, капуста, морковь).

      -       Как вы думаете, что помогло легко понять игру?  (правила игры) В нашей   жизни тоже есть правила, которые называются правами.

 

Игра «Чем мы похожи и чем отличаемся друг от друга»

   Учитель говорит о том, что у каждого взрослого человека есть паспорт. Давайте и мы нарисуем свой паспорт. На одной из страниц  нарисуйте свой портрет «Как я представляю себя».  На другой стороне  изобразите пиктограмму «Мои права». Дети замечают, что все страницы паспорта у всех разные, но только одна получилась у всех одинаковая – о правах человека.  Игра заканчивается мыслью о том, что все люди имеют одинаковые права.

            В качестве примера использования активных форм обучения – урок права во 2 классе «Я и мои права». Все виды работ учащихся на уроке направлены на изучение прав человека, место их в нашей жизни.

 

 

Урок во втором классе «Я и мои права»

 

Цель: совершенствование знаний о правах человека, содействие воспитанию

            нравственно-правовых норм.

1. Игра «Поварята»

     -   Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей. Давайте улыбнёмся гостям

     и с хорошим настроением  начнём наш урок.

     -   Я предлагаю вам  поиграть в игру, которая называется «Поварята».  Кто

      знает, из чего варят суп (из овощей)?

     -    Выберите, роль какого овоща вы хотите  сыграть.

     -   Начинаем варить суп. А правила игры такие: я буду произносить название овоща, а те, у

     кого совпало название с загаданным, громко хлопает в ладоши. Итак, играем!

     -   Легко ли вам было играть?

     -  Как вы думаете, что помогло легко понять игру? Что я вам рассказывала перед игрой? (правила игры)

2. Беседа о правах.

     -   В нашей жизни тоже есть правила, по которым  живут люди. Как

     называются эти правила? (права человека)

     -   В каком документе помещены права человека?  (Декларация)

     -   Давайте расскажем Буратино о том, какие права есть у всех людей.   (Право на жизнь, 

     право на труд, защиту, развитие, семью, свободное перемещение…)

3. Работа в группах.

     -   Сегодня будем работать группами, помним, что каждого  нужно уметь выслушать,  потому

    что  в группах  должны соблюдаться равные права.

 Задание 1:  придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий о

                    правах

                     1группа – право на развитие, учёбу,

                     2 группа – право на защиту,

                     3группа – право  на семью.

-   Расскажите о придуманных знаках  (защита пиктограмм).

-   Бывает ли в жизни ситуации, когда права человека нарушаются?

-   Посмотрим, нарушаются ли права сказочных героев в сказках.

Задание 2: 

      -   Прочитайте отрывки из сказок и определите, какое право нарушают сказочные герои:

 

Задание для группы №1

Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестричку Алёнушку (право на жизнь).

 

Задание для группы №2

Злая старуха выкрала детей из колыбельки. Когда выросли, мальчик Золотой Хохолок и девочка Золотая Коса собрались искать своих родителей (право на семью, право на жизнь).

Задание для группы  №3

Ленивица и приговаривает: «Стану я себя утомлять да пальцы знобить!

Авось старик и не заметит не взбитую перину!» (право на труд)

 

4. Беседа о нарушении прав в сказке «Приключения Буратино».

-    Вспомним сказку «Приключения Буратино».

-    Что произошло с Буратино, когда он оказался у Мальвины?  (Мальвина  посадила Буратино в чулан).

-    О каком праве напоминает Мальвина? (право на учёбу, развитие)

-   Понимает ли Буратино важность этого права?

-   Как вы занимаетесь своим развитием в школе? А дома?

-   Занимаетесь ли развитием в кружках, секциях? Что в себе развиваете?

5. Творческая работа.

-   Придумайте пиктограмму о вашем развитии в кружках, секциях (защита рисунков).

-   Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданиями урока.

-   У вас на партах лежат волшебные цветы, но волшебник забыл их раскрасить. Давайте и мы

    станем на миг волшебниками: раскрасьте цветы и подарите друг другу!

 
Hosted by uCoz