О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

 

 

                                                                                                                                                                                       

Литвинова Елена Львовна

классный руководитель 11 класса

 

 Мой выбор - жизненный успех.

                                                                                                                                       Личности не рождены природой, а

                                                                                                                                                                   самостоятельно сделали себя: они стали

                                                                                                                                                                   тем, чем хотели быть...

Г.-В.-Ф.Гегель (1770-1831),

 

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, способные к самостоятельному принятию   осознанных   и   обоснованных   решений   в   ситуации   выбора,   умеющие прогнозировать     их     возможные     последствия,     обладающие     развитым     чувством ответственности за принятое решение, за свою судьбу и судьбу страны.

В связи с этим программа развития класса « Мой выбор - жизненный успех» представляется актуальной. За основу программы взят одноимённый учебный курс, созданный авторским коллективом под редакцией Юрия Владимировича Масюка и адаптированный к условиям конкретного класса. Главной целью программы является освоение выпускником навыков компетентного выбора и подготовка его к сознательному выбору индивидуальной образовательной / профессиональной траектории. Основанием для введения данной программы явился качественный анализ проведённых анкет и изучение индивидуальных особенностей учащихся, показавших низкую степень подготовленности школьников к выбору профессии, неумение сопоставить «хочу - могу» и неосведомлённость учащихся о том, какие физические и психологические требования предъявляет профессия к человеку.

Задачи программы развития:

1.   Актуализация в сознании учащихся проблемы выбора жизненного пути.

2.Формирование целостного представления о жизненном выборе, его связях с судьбой человека и общества в целом.

3. Овладение учащимися технологиями принятия осознанных решений; формирование способности определять ближайшие, средние и далёкие перспективы образовательного и профессионального пути.

4. Привитие учащимся навыков самооценки, диагностики собственного уровня компетентности, определение своих потенциальных способностей как основы проектирования жизненных целей и собственной образовательной траектории.

Разработанные тематические блоки ( «Природа выбора», «Моя личная траектория», «Мой профессиональный старт») направлены на формирование у учащихся предметной, коммуникативной, социальной компетенций.

Первый блок посвящен проблеме выбора, его нравственным основам. Второй блок знакомит учащихся с психологическими основами выбора, помогает разобраться в себе, своих возможностях и особенностях, создавая собственную Я - концепцию. Третий блок учит ориентироваться в мире профессий, формирует представление о возможных формах получения профессионального образования.

Основным средством реализации программы является использование технологий активного и интерактивного обучения на проблемной, диалоговой и рефлексивной основах. Занятия имеют информационный, инструктивно-методический, практический характер и служат поводом для размышлений, проникновения в свой внутренний мир, самооценки, обсуждения важных проблем с родителями, учителями, друзьями. В достижении цели программы помогают школьный психолог, а также сотрудники Центра занятости, студенты, которые знакомят учащихся с многообразным миром профессий. Учащиеся ждут серьёзного разговора о серьёзных вещах.

На занятиях учащиеся выполняют проблемные задания, требующие глубоких размышлений, обращения к знаниям, собственному жизненному опыту, Изучение каждого блока заканчивается проведением дискуссии, ролевой игры, игрой - путешествием, презентацией проектов. Это могут быть такие занятия, как «Формула профессии», «Советы по профессиональному самовоспитанию», «Лаборатория самоопределения», «Психологическая консультация», «Центр проектирования «Успешный человек», игра -путешествие «Калейдоскоп профессий».

В результате реализации данной программы учащиеся овладевают способностями социального и индивидуального исследования, самодиагностики; учатся умению воспринимать точку зрения по поводу выбора дальнейшего жизненного пути, отличную от их собственной, аргументированно защищать свою позицию, приходя в итоге к взвешенному решению; овладевают основными типами социальных взаимодействий, учатся умению соотносить свой выбор с учётом интересов семьи и общества в целом. Учащиеся учатся быть успешными.

«Три пути у человека, чтобы разумно поступать: Первый, самый благородный, - размышление,

                 Второй, самый лёгкий, - подражание,

                Третий, самый горький, - опыт».

( Конфуций, древнекитайский философ, ок. 551 - 479 гг. до н. э.

 

Примечание.

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. 2Алферова Л.В., Масюк Ю.В., Махаева О.А., Порус В.Н., Федотова Т.Ю. Мой выбор жизненный успех. Учебное пособие.- М.: КаллиГраф, 2005. 3Там же, с. 38..

 

Hosted by uCoz