Î øêîëå   ÍÎÓ   Ìåòîäè÷åñêàÿ êîïèëêà  Íåïîñåäû   Ñîâåòû ïñèõîëîãà  Íàøà æèçíü

 

 

                                                                                                  Балалаева Ирина Николаевна,

                                                                                                                                                 директор МОУ Усть-Абаканская СОШ №3,

                                                                                                      Самохвалова Е.А.,

                                                          заместитель директора по УВР,

 

Воспитание гражданина и патриота

 

               Сегодня Россия переживает важный этап исторического развития – этап становления гражданского общества, период формирования социального правового государства. В этих условиях крайне важно заложить в подрастающее поколение понимание сути происходящих в стране процессов, знание основ конституционного строительства, формировать политическую и правовую культуру.

    В этих условиях перед школой встала задача, как воспитать и сформировать гражданскую активность и желание участвовать в строительстве демократичного общества самой молодой части населения – сегодняшних школьников. Как сделать так, чтобы их выбор был по-настоящему осознанным и правильным. Школа на современном этапе функционирования должна сформировать учеников не только знающих, но и умеющих активно отстаивать свою гражданскую позицию, проявлять качества гражданина в любой ситуации.

   В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010», принятая Правительством РФ, говорится, что общество и государство предъявляют новые социальные требования к системе российского образования: « Школа должна стать важнейшим фактором гуманизации общественно-экономических отношений, формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию; обладают чувством ответственности за судьбу страны, за её социально-экономическое процветание».1

Сотрудничая с 2000 г. с Ассоциацией «За гражданское образование», школа стала пилотной по апробации среди школ России курса Иоффе А.Н. «Мой выбор». Данный курс способствует формированию гражданской и социальной активности школьников Продолжение курса «Моё действие - мой выбор» - это методика и техника поэтапного прохождения ребятами лестницы социальной деятельности от социальной пробы  через социальную практику к социальному проектированию. Технологии социального проектирования в школе уделяем первостепенное значение. Социальное проектирование позволяет соединить теоретические знания с активным внедрением деятельностных аспектов гражданского образования. Школьниками и педагогами созданы и реализованы за последние годы несколько социальных проектов: «Мой выбор: как жить сегодня, чтобы увидеть завтра», «Красота спасёт мир», «Наше здоровье в наших руках», «Улица моего детства», «Театр дорожной безопасности». Среди ценностей, приобретению которых способствует участие школьников в проектировании, назовём следующие: принятие ответственного и осознанного решения, коммуникативные навыки, активное участие в общественной жизни, законопослушность.

В 2007 году на базе МОУ Усть-Абаканская средняя общеобразовательная школа №3 создана инновационная программа, получившая статус опытно-экспериментальной  площадки ГОУ ДПО «Хакасский республиканский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования» по теме «Формирование гражданско-экономической компетенции школьников».

В современных условиях гражданское и правовое образование необходимо рассматривать в их широком значении как  необходимое условие приобретения школьниками навыков непосредственного участия в разрешении существующих вокруг них социальных, политических проблем, то есть опыта гражданской дееспособности. Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей, а также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

Под гражданским образованием мы понимаем  комплекс мероприятий, основой которого является политическое, патриотическое, правовое, экономическое и нравственное образование, реализуемое через организацию учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы2.

Демократический уклад как модель открытого гражданского общества в совокупности с разнообразной внеклассной деятельностью является условием, при котором только и возможно формирование гражданской компетентности, обретение обучающимися опыта демократического поведения, гражданского участия, опыта активной гражданской позиции.

Основными компонентами формирования демократического уклада школьной жизни стали:

§     организация образовательного процесса на демократических началах,

§     участие всех членов школьного сообщества в создании норм правил общей жизни,

§     открытость принимаемых решений, наличие разнообразных коллективных творческих дел и проектов, которые создают условия для самореализации, самовыражения и проявления индивидуальности детей  и взрослых,

§     наличие социальной практики (от волонтёрского движения до социально значимых проектов),

§     наличие связи школы с учреждениями дополнительного образования, социальными и общественными организациями, с избирательной комиссией МО Усть-Абаканский район,

§     наличие выборных органов управления школой с включением в них педагогов, учащихся и родителей.

По мнению Стивена Шехтера3, у современной школы есть две миссии. Первая из них – интеллектуальная, дающая возможность каждому ученику максимально развить свой потенциал в школьные годы. Вторая миссия – гражданская: подготовить всех учащихся к жизни в обществе и сделать их ответственными участниками социальных процессов – как в своей семье, так и в местном сообществе, и в государстве в целом.

Программа гражданско-экономического образования, принятая  в нашей школе, имеет так же две равнозначные составляющие: академическую и воспитательную.

Академическая составляющая предполагает изучение принятого в данном обществе и мире в целом набора знаний и умений, необходимых для осознанного и самостоятельного участия школьников в общественной жизни.

Воспитательная составляющая создает условия для выработки у школьников умений выносить взвешенные оценки «своего» и «чужого» поведения, быть терпимыми, способными к состраданию и взаимопомощи.

Став экспериментальной площадкой ХРИПК и ПРО по формированию гражданско-правовых и экономических компетенций школьников, мы наполнили учебный план школы правовыми и экономическими дисциплинами. Компонент  образовательного учреждения включает факультативные курсы по праву со 2 класса по11 класс, с 5 класса преподаётся дисциплина «Обществознание» по УМК Боголюбова Л.Б. С 7 класса учащиеся знакомятся с законами экономики по УМК Липсица И.В. На профильном уровне изучается в старших классах право по УМК Певцовой Е.А. «Основы правовой культуры».

Изменения произошли не только в содержании образования, но и в организации образовательного процесса. Педагогами школы широко  используются проектная технология, исследовательская, технология «Дебаты». Появляются новые детские объединения: гражданский клуб старшеклассников «Имею право», волонтёрский отряд «Данко». Эффективное обучение основам демократизма требует определённых методик, которые помогают приобрести знания, а также развить социальные и интеллектуальные навыки, требующиеся гражданам демократического общества. Наиболее эффективными являются подходы, которые направлены на то, чтобы вовлекать учащихся в активное, совместное и основанное на критическом анализе обучение. Педагогические формы и методы включат в себя совместную групповую работу, дебаты,  дискуссии, индивидуальные и групповые проекты, деловые игры.

В последние годы основной целью воспитательного процесса в школе стало насыщение воспитательной работы содержанием и технологиями, способствующими формированию социальной зрелости, социальной  адаптации  и самореализации учеников.

Содержание общешкольных дел  направлено на самореализацию учащихся, развитие творческих способностей, формирование общечеловеческих ценностей. Большая часть планируемых мероприятий проводится в сотрудничестве с институтами дополнительного образования. Нашими партнёрами являются Дом детского творчества п. Усть-Абакана, Дом культуры имени Ю.А.Гагарина, спортивный комплекс «Химик», районная библиотека и другие организации. Вся внеурочная работа в школе строится на принципах добровольности и самоопределения, и наша задача – создать все необходимые условия для этого. Систематическое изучение резервов свободного времени учащихся помогает нам сделать процесс воспитания управляемым.

Творческий потенциал учителей, классных руководителей, педагогов дополнительного образования, учащихся – все это позволяет проводить мероприятия на высоком профессиональном и эмоциональном уровнях.

Традиционными стали такие мероприятия, как линейки, посвященные Дню знаний и «Последнему звонку», Дни открытых дверей. Они стали праздником  для школы, педагогического коллектива, первоклассников, выпускников и  родителей. «Посвящение в детскую организацию «Добро» – праздник для первоклассников. Клятва члена организации – это не только волнующий момент в жизни ребенка. Она рождает и ответственное отношение к учебе, и уважение к учителям, родителям, окружающим людям, и чувство гордости и ответственности за школу.

В школе всегда уделяется большое внимание патриотическому воспитанию. Одно из центральных мест занимает сотрудничество с ветеранами, для которых ежегодно проводятся вечера-встречи, посвященные памятным датам и Всемирному Дню пожилого человека. За годы сотрудничества установились тесные отношения между ветеранами и коллективом педагогов и учащихся. Наши ученики принимают активное участие в поселковых и районных социально значимых акциях; собирают посылки выпускникам, несущим службу в армии; участвуют в  работе районного патриотического  клуба «Встреча трёх поколений».

Ежегодно школа принимает участие в районной акции «Вахта памяти». В прошлом учебном году классные проекты о героях Отечественной войны не оставили равнодушными никого. Ко Дню Победы  ребятами организованы мероприятия по уборке и благоустройству территории школы, поселка и районного мемориала, поздравление ветеранов с  праздником, праздничный концерт.

Формированию гражданской позиции наших школьников способствуют музыкально-литературные  гостиные. В гостиную «Сгореть, сжигая все невзгоды во имя жизни на земле», посвященную солдату нашего времени и военнослужащим – землякам,  были приглашены не только старшеклассники-юноши, но и солдаты, наши выпускники.   Ко Дню Победы для ветеранов Великой Отечественной войны нашего посёлка представлена композиция  «По волнам памяти». Такие мероприятия способствуют преемственности поколений, воспитывают уважение современников к подвигу защитников Отечества.

Формирование правовой культуры школьников невозможно без развития самоуправления. Самоуправление – важная часть успешной социализации школьников, потому что, участвуя в решении проблем как своих собственных, внутриклассных и внутришкольных, так и проблем местного сообщества, ученики приобретают очень ценный жизненный опыт, который, несомненно, пригодится им во взрослой жизни.

В начале учебного года традиционно организуется деловая игра - Выборы в ученический орган самоуправления – Сенат. Кандидаты-старшеклассники проводят избирательную кампанию, а члены избирательной комиссии работают над созданием списков избирателей (учащиеся 5-11 классов, учителя, члены родительских комитетов) и бюллетеней для голосования.

Участие в соуправлении школой – это один из видов социальной практики. Она позволяет формировать у обучающихся способность брать на себя ответственность, активно участвовать в совместном принятии решений, в различных видах социального проектирования, в грамотном разрешении конфликтов. Эти компетенции могут быть освоены через включение в деятельность детских и молодёжных общественных организаций органов школьного самоуправления. В нашей школе есть богатый опыт организации детского самоуправления. Учащиеся школы активно участвуют в школьном самоуправлении. С 2001 года функционирует  детская  организация «Добро» для ребят 2–8 классов. Учащиеся начальной школы объединены в Советы командиров, старшеклассники участвуют в работе школьного Сената. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащихся, приучает их к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю.

По данным анкетирования и опроса родительской общественности, отмечается позитивное отношение родителей и выпускников к деятельности школы в данном направлении. Родители предъявляют к школе высокие требования, среди которых профессионализм учителей, комфортная психологическая обстановка в школе, оптимальная учебная нагрузка, проведение специальной психолого-педагогической работы, направленной на развитие личных качеств учащихся. Более половины опрошенных родителей считают, что школа должна способствовать развитию гражданских качеств личности школьника, учить умению делать выбор в самых непростых жизненных ситуациях и нести за него ответственность, противостоять негативному влиянию социума.

Определяя образовательную стратегию школы, коллектив – педагоги, учащиеся,     

   родители – выделили главные принципы нашей школьной жизни: демократизм и    открытость. Целью нашей деятельности сегодня видим в создании условий для    формирования гражданско-экономических компетенций личности школьника как совокупности способностей, позволяющих активно, ответственно, эффективно реализовать  весь комплекс гражданских прав и обязанностей в демократическом обществе.

Инновационная программа по формированию гражданско – экономических компетентностей школьников представляет собой попытку создания системы гражданско – экономического образования в нашей  школе. Реализация программы рассчитана на 4 года и предполагает 4 этапа. В реализации программы мы прошли два этапа, в этом учебном году вступили в деятельностный этап. Первые этапы деятельности показали положительные результаты нашей работы. Повышается профессиональный рост педагогов через курсовую подготовку, обобщение опыта работы на республиканских конференциях, участие в конкурсах профессионального мастерства различных уровней, внедрение современных технологий в обучении и воспитании. Растёт активность наших учащихся в самых разных мероприятиях, конкурсах, акциях. Учащиеся становятся не только участниками, но и инициаторами и организаторами многих новых дел (волонтёрский отряд «Данко», издательство школьной газеты, создание школьного Сайта). Важнейшим аспектом воспитательной системы является максимальное снижение негативного влияния социума на личность ребенка. Наблюдается снижение количества учащихся, замеченных в противоправных действиях, стоящих на учёте в ОДН (в 2005-4 ученика, 2006-4, 2007-0). Развивается сотрудничество школы с районными и республиканскими учреждениями, родителями, наши родители становятся активными участниками школьной жизни.

Деятельность школы сегодня направлена на создание условий для формирования социально-значимой личности через систему гражданского и экономического образования.

Примечание:

1.        Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года.- гл.1.2.

2.        Школьная экспериментальная программа  «Формирование гражданских и экономических компетенций школьника», с.7

3.        Иоффе А.Н. Основные стратегии преподавания. Активные методы обучения в гражданском образовании. // Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. 2006. – С. 63

 

Hosted by uCoz