О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

Интеллектуальный марафон
   
Научно-практические конференции

 

Рождественские чтения

 

Олимпиады

 

Новая страница 1
 

 

                                                           Выполнила: Печёнкина Анна

                                                                                ученица 7 класса

                                                           Руководитель:

                                                          Фролова Надежда Константиновна

 

Родина, природа, человек в произведениях

М.М.Пришвина

 

Михаил Михайлович Пришвин относится к тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя  в любом возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом.

Как я люблю Пришвина! Кажется, этот человек  обучает меня, и я как самая благодарная ученица, с восторгом воспринимаю его учение. И в то же время кажется, он раскрывает о том, что со мной происходит: «Всё цветёт. Так  всё роскошно, что душа моя - глиняный кувшин, не вмещает,  и всё льется через край из моего кувшина».  Я стала по-новому смотреть на окружающий меня мир.

Пришвин писал: «Я переполнен счастьем, мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить прекрасно…» Как это соответствует тому, что переполняет и меня.

Одна из главных  идей Пришвина - это раскрытие мира в самом себе. Но поскольку самого себя нельзя увидеть, как на пример услышать свой голос, то раскрыться человек может только через друга. В «Женьшене» он пишет: «В этом есть творческая сила корня жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом». Весь творческий и жизненный путь Михаила Михайловича был путь к другу. «Выход одинокого в люди» - в этом видел он значение любви и дружбы в жизни человека. В природе, во всём ее многообразии и в мельчайших частицах писатель так же находил себя, свою мысль. Когда однажды ему сказали, что он пишет не для всех людей, он ответил: «Я пишу для своего читателя, а тот уже расскажет обо мне другим». Все свои сокровенные мысли, всю свою сердечную теплоту он передаёт читателю, которого иначе и не называет, как только другом, с которым ведёт задушевные беседы: «Вставай же, друг мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу, помогай солнцу!» Я чувствую, что это обращение и ко мне тоже. Время перекинуло мостик - слово, идущее от сердца.                                            Таким «словом» для нас сейчас является поэма «Фацелия».

-В начале 1940 года писатель приступил к работе над самой светлой своей поэмой «Лесная капель», создавшейся по дневниковым записям. Осенью 1940 года сокращенный вариант «Фацелии» печатается полностью - в «Новом мире» и там же, в №10 печатается вторая часть «Лесной капели»

В январе 1941 года  Пришвин пишет редактору «Нового мира» В.П. Ставскому: «Борьба за «Лесную капель» для меня есть такая же борьба за Родину, как борьба за ту же Родину на фронте» 

Люди порой не хотят понимать, что за моими цветочками и зверушками очень прозрачно виден человек нашей родины.   

В каждой миниатюре светит истинная поэтическая красота.

Связь с природой становится всё теснее. Писатель ищет и находит в ней «прекрасные стороны души человеческой»

Пришвин говорил о связи человека и природы: «Я стою, и расту – я растение. Я стою, и расту, и хожу – я животное. Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек. Я стою и чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, я поднимаюсь: и надо мною небо – всё небо моё.  И начинается симфония Бетховена, и тема её: всё небо моё»

В миниатюрах Пришвина важную роль играют художественные средства

Треть глава называется «Радость». И радость действительно щедро рассыпана уже в самих названиях миниатюр: «Победа», «Улыбка земли», «Солнце в лесу», «Птичик», «Цветущие травы», «Эолова арфа», «Расцвет шиповника», «Песня воды», «Первый цветок», «Вечер освящения почек», «Вода и любовь», «Ромашка», «Любовь».

Эолова арфа

Повислые под кручей частые длинные корни деревьев теперь под тёмными сводами берега превратилась  в сосульки и, нарастая больше и больше, достигли воды. И когда ветерок, даже самый ласковый, весенний, волновал воду и маленькие волны достигали под кручей концов сосулек, то волновал их, они качались, стуча друг о друга, звенели, и этот звук был первый звук весны, эолова арфа.

Первый цветок

Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок.

Притча – утешение, притча - радость открывает эту главу: «Друг мой, ни на севере, ни на юге нет тебе места, если сам поражен… Но если победа, - а ведь всякая победа – это победа над самим собой, - если даже дикие болота одни были свидетелем твоей победы, то и они процветут необычайной красотой, и весна останется тебе навсегда, одна весна, слава победе! »

Окружающий мир предстаёт не только во всём великолепии красок, но озвучен и ароматно-душист. Диапазон звуков необычайно широк: от нежного, чуть уловимого звона сосулек, эоловой арфы, до мощных ударов ручья в круч. И все разнообразные запахи весны писатель может передать одной-двумя фразами: «Возьмёшь одну почку, разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черёмухи… »

В миниатюре «Вечер освящения почек» наступление темноты и смена картин вечернего леса переданы очень наглядно, зримо, с помощью слов – цветовых обозначений: «начало темнеть… стали исчезать почки, но капли на них светились…» Сразу ощущается пространство: «капли светились… одни только капли да небо: капли брали у неба свой свет и светили нам в темном лесу». Какую же особенность дарования писателя мы можем ещё отметить? И мы отмечаем: его миниатюры очень живописны, он как бы рисует словами и фразами. Поэма «Фацелия» для каждого человека, хотя Михаил Михайлович и говорил, что пишет не для всех, а для своего читателя. Просто Пришвина нужно научиться читать и понимать.

Мы сейчас очень отдалились от природы, особенно городские жители. У многих же интерес к ней потребительский. А если бы все люди так относились к природе как Пришвин, то жизнь была бы содержательнее и богаче. И природа бы сохранилась, и Родина наша была бы краше!

 

 

 

Литература:

ü      Журнал «Литература в школе»

ü      Энциклопедия Кирилла и Мефодия

                                                                     

 

 
   
   
Hosted by uCoz