|
|
|
Выполнила: Печёнкина Анна
ученица 7 класса
Руководитель:
Фролова Надежда Константиновна
Родина, природа, человек в произведениях
М.М.Пришвина
Михаил Михайлович Пришвин относится к
тем счастливым писателям, которых можно открывать для себя в любом
возрасте: в детстве, в юности, будучи зрелым человеком, в старости. И
это открытие, если оно состоится, поистине будет чудом.
Как я люблю Пришвина! Кажется, этот
человек обучает меня, и я как самая благодарная ученица, с восторгом
воспринимаю его учение. И в то же время кажется, он раскрывает о том,
что со мной происходит: «Всё цветёт. Так всё роскошно, что душа моя -
глиняный кувшин, не вмещает, и всё льется через край из моего
кувшина». Я стала по-новому смотреть на окружающий меня мир.
Пришвин писал: «Я переполнен счастьем,
мне хочется открыть всем глаза на возможности для человека жить
прекрасно…» Как это соответствует тому, что переполняет и меня.
Одна из главных идей Пришвина - это
раскрытие мира в самом себе. Но поскольку самого себя нельзя увидеть,
как на пример услышать свой голос, то раскрыться человек может только
через друга. В «Женьшене» он пишет: «В этом есть творческая сила корня
жизни, чтобы выйти из себя и себе самому раскрыться в другом». Весь
творческий и жизненный путь Михаила Михайловича был путь к другу. «Выход
одинокого в люди» - в этом видел он значение любви и дружбы в жизни
человека. В природе, во всём ее многообразии и в мельчайших частицах
писатель так же находил себя, свою мысль. Когда однажды ему сказали, что
он пишет не для всех людей, он ответил: «Я пишу для своего читателя, а
тот уже расскажет обо мне другим». Все свои сокровенные мысли, всю свою
сердечную теплоту он передаёт читателю, которого иначе и не называет,
как только другом, с которым ведёт задушевные беседы: «Вставай же, друг
мой! Собери в пучок лучи своего счастья, будь смелей, начинай борьбу,
помогай солнцу!» Я чувствую, что это обращение и ко мне тоже. Время
перекинуло мостик - слово, идущее от
сердца. Таким «словом» для
нас сейчас является поэма «Фацелия».
-В начале 1940 года писатель приступил
к работе над самой светлой своей поэмой «Лесная капель», создавшейся по
дневниковым записям. Осенью 1940 года сокращенный вариант «Фацелии»
печатается полностью - в «Новом мире» и там же, в №10 печатается вторая
часть «Лесной капели»
В январе 1941 года Пришвин пишет
редактору «Нового мира» В.П. Ставскому: «Борьба за «Лесную капель» для
меня есть такая же борьба за Родину, как борьба за ту же Родину на
фронте»
Люди порой не хотят понимать, что за
моими цветочками и зверушками очень прозрачно виден человек нашей
родины.
В каждой миниатюре светит истинная
поэтическая красота.
Связь с природой становится всё теснее.
Писатель ищет и находит в ней «прекрасные стороны души человеческой»
Пришвин говорил о связи человека и
природы: «Я стою, и расту – я растение. Я стою, и расту, и хожу – я
животное. Я стою, и расту, и хожу, и мыслю – я человек. Я стою и
чувствую: земля под моими ногами, вся земля. Опираясь на землю, я
поднимаюсь: и надо мною небо – всё небо моё. И начинается симфония
Бетховена, и тема её: всё небо моё»
В миниатюрах Пришвина важную роль
играют художественные средства
Треть глава называется «Радость». И
радость действительно щедро рассыпана уже в самих названиях миниатюр:
«Победа», «Улыбка земли», «Солнце в лесу», «Птичик», «Цветущие травы»,
«Эолова арфа», «Расцвет шиповника», «Песня воды», «Первый цветок»,
«Вечер освящения почек», «Вода и любовь», «Ромашка», «Любовь».
Эолова арфа
Повислые под кручей частые длинные корни деревьев теперь под тёмными
сводами берега превратилась в сосульки и, нарастая больше и больше,
достигли воды. И когда ветерок, даже самый ласковый, весенний, волновал
воду и маленькие волны достигали под кручей концов сосулек, то волновал
их, они качались, стуча друг о друга, звенели, и этот звук был первый
звук весны, эолова арфа.
Первый цветок
Думал, случайный ветерок шевельнул старым листом, а это вылетела первая
бабочка. Думал, в глазах это порябило, а это показался первый цветок.
Притча – утешение, притча - радость
открывает эту главу: «Друг мой, ни на севере, ни на юге нет тебе места,
если сам поражен… Но если победа, - а ведь всякая победа – это победа
над самим собой, - если даже дикие болота одни были свидетелем твоей
победы, то и они процветут необычайной красотой, и весна останется тебе
навсегда, одна весна, слава победе! »
Окружающий мир предстаёт не только во
всём великолепии красок, но озвучен и ароматно-душист. Диапазон звуков
необычайно широк: от нежного, чуть уловимого звона сосулек, эоловой
арфы, до мощных ударов ручья в круч. И все разнообразные запахи весны
писатель может передать одной-двумя фразами: «Возьмёшь одну почку,
разотрёшь между пальцами, и потом долго всё пахнет тебе ароматной смолой
березы, тополя или особенным воспоминательным запахом черёмухи… »
В миниатюре «Вечер освящения почек»
наступление темноты и смена картин вечернего леса переданы очень
наглядно, зримо, с помощью слов – цветовых обозначений: «начало темнеть…
стали исчезать почки, но капли на них светились…» Сразу ощущается
пространство: «капли светились… одни только капли да небо: капли брали у
неба свой свет и светили нам в темном лесу». Какую же особенность
дарования писателя мы можем ещё отметить? И мы отмечаем: его миниатюры
очень живописны, он как бы рисует словами и фразами. Поэма «Фацелия» для
каждого человека, хотя Михаил Михайлович и говорил, что пишет не для
всех, а для своего читателя. Просто Пришвина нужно научиться читать и
понимать.
Мы сейчас очень отдалились от природы,
особенно городские жители. У многих же интерес к ней потребительский. А
если бы все люди так относились к природе как Пришвин, то жизнь была бы
содержательнее и богаче. И природа бы сохранилась, и Родина наша была бы
краше!
Литература:
ü
Журнал «Литература в школе»
ü
Энциклопедия Кирилла и Мефодия
|
|