О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

Интеллектуальный марафон
   
Научно-практические конференции

 

Рождественские чтения

 

Олимпиады

 

Новая страница 1
 

                                                                                                                                                  Выполнила: Мандрыкина Маша

                                                                                       ученица 2Б класса

                                                                 Руководитель:

                                                                                       Бессонова О.В.

 

Какими были первые книги?

 

            Люди очень давно научились передавать свои мысли сначала рисунками, позже письмом. На чем только не писали: на камнях, глине, дереве, бересте, вощеных табличках, моржовых клыках, пергаменте, металле и наконец, на бумаге.

            Книги появились очень давно , но вот привычный нам вид они приобрели далеко не сразу. Как же выглядели древние книги?

Более 2500 лет назад на левом берегу реки Тигра стоял крупный город Ниневия. Еще в 7 веке до нашей эры Ниневия была столицей могущественного рабовладельческого государства Ассирии. Но в 612 г. До н.э. мидийские и вавилонские войска захватили Ассирию и подожгли Ниневию. Город был разрушен, уцелевшие жители бежали. Шли годы. Постепенно над развалинами образовались большие холмы, и через 200 лет никто уже точно не знал, где был расположен город. В 1849 году английский путешественник Лейярд, отыскивая памятники древности, стал раскапывать холм около небольшой деревни на левом берегу реки Тигра. Вскоре он обнаружил какие-то развалины, погребенные под слоем земли. Оказалось, что это дворец ассирийского царя Ашшурбанапала (668-626 года до нашей эры). Так была найдена древняя Ниневия. Постепенно откопали весь дворец. Во дворце Лейярд нашел около 30 тысяч небольших глиняных табличек разнообразной формы, они образовали целый пласт высотой в полметра. Таблички были исписаны очень мелкими клинообразными знаками. Лейярд думал, что эти глиняные таблички не имеют большой ценности, но он все же отправил таблички в Лондон. Лет двадцать пролежали они не разобранными в Британском музее, наконец , историки научились читать вавилонские письмена. Прочли они и таблички из дворца Ашшурбанапала. И только тогда стало ясно , какую ценность представляет собой находка. Это была целая библиотека, подобранная заботливо и с большим умением. Так, во дворце Ашшурбанапала было собрано несколько тысяч книг. Они состояли из многих «листов» - табличек одинакового размера. На каждой табличке внизу было написано название книги и стоял номер «листа». Заглавием книги служили начальные слова первой таблички. В библиотеке книги размещались в определенном порядке, по отраслям знаний. Поиски нужной книги облегчали каталоги- списки, где указывалось название книги и число строк в каждой табличке. На всех глиняных «листах» стоит библиотечный штамп со словами: « Дворец Ашшурбанапала , царя Вселенной, царя Ассирии».

Содержание глиняных книг очень разнообразно. Среди них грамматики, хроники, законы, отчеты о строительстве, донесения чиновников, сочинения по медицине, письма. Глиняные таблички многое рассказали ученым об истории, культуре, хозяйстве и религии народов древнего Междуречья.

В Древнем Египте, писали на папирусе. Кстати, от этого слова-«папирус»-во многих языках родились слова, обозначающие бумагу.

Папирус (тростник) рос на болотистых берегах реки Нил. С его высоких стеблей (до 3 метров) удаляли твердую оболочку, а сердцевину разрезали на длинные полоски, которые вплотную, одну к другой, раскладывали на длинном, смоченном водой, столе. Сверху накладывали второй слой полосок, но уже поперек первого. Затем помещали на папирус груз. Выделявшийся при этом сок крепко склеивал оба слоя. Получившийся лист обрезали, выравнивали и покрывали тонким слоем мучного клея. Теперь на папирусе можно было писать. Писать, но не складывать! Сложенный лист тут же ломался. Поэтому –то папирусные листы сворачивались в трубки. Писали на папирусе черной и красной красками (позднее чернилами) тонкой тростниковой палочкой или тростниковым пером (каламом). До нас дошли не только египетские папирусы, но и греческие, латинские, арамейские, сирийские. В России имеются уникальные египетские папирусы, хранящиеся в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина.

В древнем Пергаме (этот город находился на полуострове Малая Азия) изобрели другой материал для письма, а именно пергамент- особым образом обработанную телячью кожу. Книги из пергамента похожи на современные. Правда, стоили они по тем временам уйму денег: ведь на изготовление только одной книги шла кожа несколько десятков телят. Понятно, что покупать подобные книги могли только очень богатые люди. Ну, а чтобы они не пропадали из библиотек, их приковывали к полкам цепями. С 7 века в Европе появились законы, обязывающие писать все важные документы только на пергаменте. На нем писали книги от руки гусиными и лебедиными перьями. Переписыванием книг в то время занимались монахи, а книги были главным образом религиозного содержания. Пергамент стоил очень дорого. Монахи экономили его и, не задумываясь, соскабливали ранее написанное на пергаменте, чтобы написать новый текст. Так иногда погибали ценные труды древних ученых, философов, писателей. Переписчиков обучали каллиграфии (искусству красиво писать) и умению украшать книги маленькими рисунками (миниатюрами), художественно выполненными заглавными буквами и рисованным орнаментом. Создание книги требовало большого труда и искусства.

С применением пергамента, пришедшего на смену папирусу, изменилась форма книги - вместо папирусного свитка она приобрела вид, близкий к современному. Листы пергамента обрезали по краям, придавая им прямоугольную форму; при письме листы складывали пополам и получали 4 книжные страницы. После изобретения бумаги пергамент еще некоторое время сохранял свое значение как материал для письма и даже печатания книг. Впоследствии его стали применять для обтягивания книжных переплетов.

    Бумагу изобрели в Китае более 2 тысяч лет назад. Рецепт ее обработки китайцы держали в секрете не век и не два. Первое упоминание о бумаге относится к 12 году нашей эры, а уже в 76 году бумагу применяли для книг. Китаец Цай Лунь в 105 году обобщил имеющийся опыт и усовершенствовал способ производства бумаги. Он изготовлял ее из древесного луба, пеньки и тряпья. Из Китая бумага проникла в Японию, а затем через Персию в Северную Африку, на Кипр, в Испанию и ряд других стран. Бумага постепенно начала вытеснять применявшийся до этого для письма папирус и другие материалы. Основными операциями при изготовлении бумаги были варка, промывка и измельчение бумажной массы, которое производилось в начале молотками в ручных ступах, затем в ножных толчеях. Измельченную бумажную массу вместе с водой загружали в подогреваемые чаны, из которых черпали формой, состоящей из прямоугольной рамки с прикрепленной внизу сеткой из частых горизонтальных и редких вертикальных проволок; сетка поддерживалась ребрами, проходившими под вертикальными проволоками. После того как лишняя вода стекала сквозь сетку, оставшуюся массу выкладывали на листы грубого сукна или войлока. Пачку листов войлока с бумажной массой пропускали через пресс для удаления остатков влаги. Затем бумажные листы проклеивали, сушили, обрабатывали молотами, лощили и упаковывали. Этот старинный способ изготовления бумаги сохранялся с небольшими усовершенствованиями до середины 18 века.

В древности береста была самым распространенным писчим материалом- ведь она во много раз дешевле пергамента и бумаги. Значит, на ней больше всего должны были писать небогатые люди - простые горожане и крестьяне. Берестяные рукописи могли рассказать о жизни и быте трудящегося населения, о повседневных заботах, горестях и радостях крестьян и ремесленников, о важных событиях того времени. Первые берестяные грамоты найдены в Новгороде, Смоленске, Пскове и Витебске. Для изготовления берестяной грамоты бересту кипятили, что придавало ей эластичность, соскабливали внутренние слои коры, обрезали по краям. Буквы процарапывались острым железным или костяным стержнем (писало) Берестяные грамоты сворачивались так, что текст указывался с наружной стороны. Кроме берестяных грамот на одном прямоугольном куске бересты, в Новгороде обнаружена миниатюрная (5х5 см) книга из 12 страниц (двойные, сшитые по сгибу листы); берестяные книги упомянуты также в сочинениях русского церковного деятеля Иосифа Волоцкого во 2ой половине 14 века.

            Потребность в книгах росла. Появились целые артели переписчиков, но книги создавались медленно и по-прежнему дорого стоили. Нужно было упростить и ускорить процесс их изготовления. Мастера стали вырезать рисунки на металлической, а позже на деревянной пластинке. Ее покрывали краской, а затем , прижимая к бумаге, получали оттиск рисунка. Текст писали по- прежнему от руки. Потом и текст стали вырезать на деревянной доске. Затем доску покрывали краской, прикладывали к ней бумагу и ударяли по бумаге кожаным валиком, набитым конским волосом: получался отпечаток. Такой способ печати называется ксилографией . Чтобы отпечатать книгу, приходилось всю ее вырезать на деревянных досках. Это была очень трудная и длительная работа. Позже для книгопечатания пользовались деревянными передвижными буквами. Изобретателем передвижных букв называли жителя голландского города Гарлема Лаврентия Костера. Но деревянные передвижные буквы были неудобны: они набухали от краски и быстро портились. Были и другие попытки усовершенствовать изготовление книг. Однако истинный переворот в книгопечатании произвел Иоганн Гутенберг (около 1400-1468гг.) житель немецкого городка Майнца. Гутенберг сделал из твердого металла модель выпуклой буквы - пунсон (так она и сейчас называется). Пунсон он вдавливал в мягкий металл и получал углубленную форму буквы – матрицу . Матрицу он вставлял в дно словолитного прибора, наливал расплавленный металл и после охлаждения его получал металлические буквы – литеры .

Из букв составлялись строки, из строк – страницы. Буквы можно было рассыпать и использовать для набора нового текста. В 1452году Гутенберг создал типографию. В изданиях Гутенберга типографским способом воспроизводился лишь текст; инициалы и орнаментальные украшения на полях делали от руки..

Великое значение изобретения Гетенберга было должным образом оценено лишь после его смерти. Книгопечатание быстро распространилось по всей Европе и оказало огромное влияние на развитие культуры народов, а имя Гутенберга вошло в века как имя великого изобретателя.

            Изготовление книг известно на Руси с конца 10-начало 11 веков . В монастырях, при княжеских дворах перепиской книг занимались специальные переписчики, в городах – профессионалы – ремесленники. В 15-середине 16веков в связи с образованием централизованного Русского государства, развитием ремесел и торговли, ростом городов и подъемом городской культуры книжное дело расширяется. Появляются многотомные рукописные труды. В Московской Руси книгопечатание началось с середины 16 века. В 1553 году в Москве был построен Печатный двор, первой книгой, изданной в типографии, был «Апостол»- довольно объемистая книга церковного содержания, в ней были названы печатники- дьякон Иван Федоров и Петр Мстиславец.

В центре Москвы стоит памятник: человек средних лет, одетый в длинный старорусский кафтан, держит в руках только что отпечатанный лист будущей книги. Это памятник Ивану Федорову. Именно он является основателем книгопечатания в России и на Украине.

 

Люди во все времена тянулись к просвещению. Недаром же старорусские книжники считали чтение книг одной из человеческих добродетелей. « Книги- это реки, напояющие вселенную, в них ведь неисчетная глубина»,- говорили они.

 


                             

 

 
   
   
Hosted by uCoz