О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

 

Развивающий потенциал детского проектирования через ученическую газету «Школьные окна»

 

На сегодняшний день принципиально значимым в образовании школьников видится возможность, педагогические технологии, обеспечивающие развитие у детей способностей действовать самостоятельно. Становление учебной самостоятельности учащихся составляет главную задачу школьного образования с позиций деятельностной педагогики. В такой деятельности дети совершают открытия: для себя – впервые. Это  первый и самый важный этап в становлении активной, субъектной, творческой, исследовательской позиции ученика.

Субъектная, творческая позиция ученика должна складываться в учебной и внеучебной деятельности. Если под учебной деятельностью мы понимаем, прежде всего, процесс осознания и преодоления собственного незнания, то организация внеурочной учебной деятельности может способствовать получению более раннего и надёжного результата по формированию самостоятельности школьников. К наиболее продуктивным формам организации внеурочной учебной деятельности можно отнести проект. Это совершенно иная, чем учебная, реальность для детей, в которой они чувствуют себя свободнее, увереннее и потому проявляют большую активность и инициативность, осуществляя перенос способов действия – целеполагания, моделирования  и планирования – в новую сферу действования. Затем происходит и обратный перенос: появляется уверенность в самостоятельных действиях в ученической деятельности. С психологической точки зрения очень важно то, что работа над социальным проектом является для учащихся практикой регулирования межличностных отношений, становления умений делового общения, овладения основами планирования, принятия решений и осознания ответственности за их исполнение. Для подростков имеет значение возможность апробировать свою точку зрения, свой взгляд, свою позицию, он лучше может осознать своё место в классном, школьном или более широком социальном пространстве.

Издательский проект газеты «Школьные окна» - совместный труд учителей и учащихся нашей школы. Это долгосрочный проект по времени, разновозрастный по составу. Идея проекта возникла в 2003 году, инициаторами стали учителя русского языка и литературы. Редакционный состав (учащиеся, учителя, выпускники) – неоднородный,  но одинаково  творческий и увлечённый. Идея быстро материализовалась.

Заседание первого редакционного совета – это дискуссия, переходящая в спор о стратегии газеты, темах, рубриках, настроении... Обращаю внимание на то, что  ребята свободно  употребляют языковедческие понятия: идея, тема, форма и содержание, авторский стиль. А дальше, как и положено, перспективное планирование и распределение обязанностей.

Утверждён редактор – творческая, принципиальная десятиклассница, будущая журналистка. Все понимали, голос редактора должен быть авторитетным. Назначены корреспонденты и фотокорреспонденты, корректоры, отдел технической вёрстки и дизайна. Корреспонденты есть самые разные – от пятиклассников до выпускников. В будущем привлечём внештатных корреспондентов (администрацию, родителей, общественность).

Участникам проекта непросто, но рядом мудрые учителя. Учителя-русоведы курировали группы «Корреспонденты» и «Корректоры». Мы вместе шлифовали стиль: от слова... до знаков препинания. Часто приходилось многое  изучать и повторять. Так родился спецкурс «Юный журналист: секреты публицистики». Проект связал воедино учебную, развивающую внеурочную деятельность и предоставил возможность для самостоятельной деятельности учащимся. Школьная газета дала возможность высказываться на её страницах всем, кто имел желание это сделать. Постепенно появлялись свои прозаики и  лирики, газета открывала новые имена. Уже в первом номере газеты ребята рассуждали о том, что такое счастье, признавались в любви к маме и учителю, вели репортаж  с общешкольной деловой игры – выборы президента. Сейчас, перелистывая страницы газет, восхищаешься мудростью, искренностью, глубиной детских строк. Каждый номер газеты имеет свою стержневую тему, своё настроение, своих героев: тема нравственного выбора человека, тема каникул и свободного времени, тема весны, спецвыпуски, посвящённые выпускникам и дню рождения школы, тема красивой судьбы. Переоценить воспитательное воздействие на пишущего и читающего просто нельзя, особенно в наше «нечитающее» время.

Редколлегия  в полном составе собирается 1 раз в месяц. На этом заседании определяется основная тема газеты, а также ребятами предлагаются идеи самостоятельных репортажей и заметок. Каждый корреспондент получает задание. Курирует своих учеников учитель – словесник.

После черновых набросков начинается шлифование текста. Учащийся определяют написанный текст с точки зрения стиля, жанра, цели написания, адресата, идейного наполнения. Это очень важный момент: пишущий должен хорошо понимать, какой текст и зачем  он его пишет. Это не всегда сделать просто. Зато когда ученик это точно определит,  то разговор о тексте складывается профессиональный. Обсуждаем, насколько текст выдержал идею, звучит ли авторская позиция, определяем заголовок. Работа над удачным заголовкам кропотливая.  Вспоминаем, что заголовок может отражать тему или идею текста, может быть простым односоставным и двусоставным, полным предложением и неполным и так далее. Анализируем заголовки центральных и местной газет. Этот вопрос подробно изучила старшеклассница и написала реферат к научно-практической конференции (в районе заняла 2 место). Интересна работа над композицией детских работ. Работая с текстами, повторяем виды композиции, выразительные средства, которые могут сделать работу ярче: кольцевая композиция, авторское отступление, приём повтора. Здесь же говорим об основных признаках грамотного построения текста: последовательности, логичности, абзацном членении.

Языковая яркость, точность используемого слова, разнообразие синтаксических конструкций – важный признак хорошего текста. Совершенство формы – следующая задача, которую решаем вместе с учеником.

Начинаем с анализа лексики. Все ли слова, используемые в тексте, понятны самому автору, нет ли стилевых  «выпадений». Если есть, определяем, с какой целью автор делает это. Затем работаем над выразительными средствами. Уверяю, что ребята делают свои тексты интересными по форме с большим удовольствием. Иногда подсказываешь интересную идею, и ученик воплощает её: строит текст на метафоре, олицетворении, использует анафору, приём синтаксического параллелизма.

Учителя русского языка согласятся со мной, что написать грамотный  текст – текст без речевых и грамматических ошибок – многого стоит. В газете не печатаются работы избранных,  только одарённых  детей. Работы печатаются разные, иногда не совсем удачные. Для кого-то из ребят написать текст-репортаж, отзыв о прошедшем мероприятии, заметку – без ярких « красивостей» - тоже победа.

Этот проект носит практическую направленность. Он позволяет закреплять учебные темы обычных уроков развития речи: стили речи, жанры публицистического стиля (интервью, репортаж, заметка, статья, эссе), признаки и  строение текста, изобразительно-выразительные средства. Публикация лучших работ с уроков развития речи стала одним из способов мотивации учащихся в обучении. Считаем, что такая деятельность – одна из форм подготовки учащихся к написанию части С на едином государственном экзамене.

В нашей газете можно прочитать самую разную информацию: советы психолога и выпускника школы, рассказ о судьбе учителя-ветерана и философские размышления первоклассника, интервью с родителями и  самостоятельно составленный кроссворд. Редакционный Совет систематически проводит социологический опрос о содержании газеты. Этот момент очень важен – этап рефлексии. Проектная деятельность предполагает рефлексировать свою деятельность. Это залог успешной деятельности долгосрочного проекта.

Редколлегия во главе с редактором искали пути и формы привлечения читательской аудитории. Так, третий номер  приглашал к активному взаимодействию редакции газеты и читающих её школьников: в газетных заметках спрятаны ответы на вопросы, требующие внимательного активного чтения всей газеты. Ответишь первым – получи приз! А ещё признание и уважение! Традиционные рубрики часто заменялись неожиданными: «незамыленным взглядом», «психотека», «урожаи», «читальный зал», «тропа успеха», «острый угол» и другие. Детской фантазии предела нет!

Мы не раз подчёркивали, что работа над газетой – СО-творчество.

Группу «Корректор» возглавляет учитель-русовед и грамотеи-старшеклассники. Быть корректором почётно – это знаток русского языка. Данное мнение намеренно подчёркиваем, пропагандируя ценность грамотного письма. Проверка текстов позволяет совершенствовать навык нахождения речевых и грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок. Работая уже с первыми номерами газеты, ребята поняли, как важны общеязыковые знания и компетентности. Оказалось, что проверять ответственнее, чем писать. Приходилось ещё и ещё раз возвращаться к видам ошибок,  особенностям функциональных стилей, теории текста. Переоценить важность такой подготовки учащихся к экзамену по русскому языку (в традиционной форме или в форме ЕГЭ), думаю, невозможно. Деятельностный (нерепродуктивный) подход в обучении способствует более качественному и прочному усвоению знаний, эффективному закреплению знаний через деловую, «деятельностную» игру.

Группу учащихся «Компьютерная вёрстка и дизайн» курирует наш выпускник, студент института информатики и телематики. Умение работать в программе Page Maker, современное, привлекательное оформление, создание дизайнерского имиджа – задача технических дизайнеров.

Родилось уже двенадцать номеров школьной газеты. Объём каждого  номера газеты - восемь страниц формата А 4. Но этим ли мерится важность данного проекта. Нужно видеть трясущиеся от волнения руки  ребят, держащие первый номер их газеты! Нужно видеть уставшие и счастливые глаза в момент, когда очередной номер выведен на кальку!

Каждая школа сильна традициями. Радостно, что спектр  наших школьных традиций стал богаче – появилась история школьной газеты. Уже сегодня, перебирая первые номера газеты, отчётливо вспоминаются праздники и будни, победы и успехи, образы героев и просто хороших людей. Вот первый номер газеты. Газета открывается заметкой об истории школы - скоро юбилей, 55 лет. Дальше признания в любви и уважении к учителю, ученику, Сенату - органу школьного ученического самоуправления, детской организации «Добро» и...  Хочется перечитать ещё и ещё эссе десятиклассницы «Счастье... как я его понимаю...» («За окном - два часа ночи и моё отражение. Шепот, шорох, шаги... Тишина. Разговор с ночью (с ней, наверное, человек наиболее откровенен). «Что такое счастье?» - спрашиваю у своей собеседницы. Молчит. И я начинаю рассуждать. Я счастлива, потому что живу? Да. Я счастлива, потому что могу познавать мир? Да. Я счастлива, потому что люблю? Да. Я счастлива, потому что счастлив кто-то ещё, мне близкий? Да...)

Третий номер – взлёт детской фантазии и красивого слова. Цель такую поставили: в номер войдут образцы детского  художественного слова. Работали долго: стиль - дело серьёзное! Это кусочек из написанного пятиклассником о малой родине: « Родина – это большая страна. Малая родина – это клубок тропинок, куча пятиэтажек, перекрёсток, который переходить надо очень осторожно. А ещё деревья! Лучше такие, на которых что-нибудь растёт. Ещё – заборы. Я расту, они уменьшаются. У каждого свой характер. Не замечали? Первый забор - мой. Красивый. Давно не крашеный. Я его помню с детства, каждую дыру. Забор зашит колючей проволокой. Он не доволен: проволока мешает ему ломаться и получать новые прикольные заплаты. Другие заборы – чужие. Есть угрюмые, мускулистые – это о бетонных...»

В пятом номере интересная рубрика: «Как мы говорим». Ребята вместе с учителями собирали материал с уроков и перемен. Поучительно послушать себя со стороны. Например. Запись в дневнике учителя музыки: «На музыке опять пел много лишнего». Вторая – учителя физкультуры: «Кувыркался без мата». Из тетрадки по обществознанию: «Чувство долга – это когда человек должен кому – то» и многое другое. Материал для анализа – каждому учителю.

Восьмой номер нашей газеты  философский. Основной жанр – эссе. Темы самые разные, самые «философские». Десятиклассник размышляет на тему «Философия»: « Лермонтов пишет, что скучно и грустно и не к кому  обратиться за помощью, если случится беда. И нечего тратить время на желания и мечты, жизнь всё равно пройдёт. Лермонтов прав. В моей жизни будет машина, но не такая, какую бы я хотел. Будет моторная лодка, но не путинская яхта. Хочу, чтобы всегда было лето, но наступит ноябрь».

В каждом номере можно найти первые сложившиеся рифмы ребят. Можно встретить  не только удачные созвучия, но и получившиеся образы, яркие чувства. Пишет второклассница.

Однажды мне приснился сон:

Я превратилась в рыбку.

А мой большой и жидкий дом –

Аквариум с улитками.

Смотрю из-за стекла

                         в квартиру.

Всё так чудно и странно –

Аквариум теперь мой мир.

А люди – мой аквариум.

Вот кто-то встал,

                       включил «тиви».

Вот кто-то сел, читает.

А мы с приятелями

                     рыбками за ними наблюдаем.

В течение четырёх лет существования газеты учитель сумел приобщить подростка к различным видам творческой деятельности, где реализуются и совершенствуются уже приобретённые знания и умения. Так, издательский проект «Школьные окна» является в нашей школе полем апробации учеником своих творческих способностей: литературных, художественных, технических.

Итогом организованного таким образом проектного режима деятельности в школе является становление исследовательских, творческих позиций как педагогов, так и учеников. Эта деятельность позволяет формировать коммуникативную компетентность и языковую культуру учащихся, что является средством успешной социализации школьника, воспитывает в нём чувство уважения к родной речи, открывает перспективы для реализации творческого потенциала педагога и учащихся.

Как общую победу оцениваем тот факт, что корреспонденты газеты стали студентами филфака, факультета журналистики, кто-то становится штатными и внештатными сотрудниками газет за пределами республики или пишут что-то пока в стол. Сегодня газету возглавляет наша выпускница, студентка с журфака ХГУ Козина Вера.

Таким образом, через общешкольный проект «Школьная газета» создаются условия для самоутверждения и самореализации школьников, создаются условия становления их способности самостоятельно действовать, условия для личной зрелости.