О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

 

Описание

 инновационной разработки.

 

1. Название разработки:  Дистанционное обучение школьников как путь к качеству и открытости образования

2. Проблемы, решению которых способствует разработка:

  1. Недостаточный уровень использования Интернет-ресурсов участниками образовательного процесса в школе и районе.
  2. Отсутствие возможности для сельских школьников посещать элективные курсы  в связи с удалённостью и отсутствием сетевого взаимодействия.
  3. Отсутствие квалифицированных учителей географии в школах района и большая потребность глубоких географических знаний у старшеклассников района.
  4. Недостаточная степень индивидуализации и социализации учебного процесса при традиционной форме обучения. 

Круг пользователей: старшеклассники всех школ района, учителя географии, родители.

Сфера использования: образовательная.

3. Цель проекта: создание условий для удовлетворения образовательных потребностей в парадигме личностно – ориентированного обучения старшеклассников района.

4. Задачи разработки:

  1. Повысить уровень компетенции учащихся не только в географических знаниях и умениях, но и в современных компьютерных технологиях как механизма взаимодействия участников проекта и инструмента обработки, анализа и обобщения информации.
  2. Позволить любому из участников проекта занять активную самостоятельную, исследовательскую позицию; дистанционное обучение должно стать эффективной формой социализации личности, существенно расширить границы и содержание общения всех его участников.
  3. Дать возможность каждому сельскому школьнику осознать себя не только активным членом локальных сообщений (село, посёлок, район), но и осознать себя гражданином страны и мира.
  4. Значительно повысить степень индивидуализации учебно-воспитательного процесса, расширить возможности личностно – ориентированного обучения.

5. Ожидаемые результаты: проект удовлетворит образовательные потребности школьников района, повысит уровень компетенции учащихся не только в географических знаниях и умениях, но и в современных компьютерных технологиях; даст возможность каждому сельскому школьнику осознать себя не только активным членом локальных сообщений, но и осознать себя гражданином страны и мира.

6. Обоснование актуальности разработки.

Под дистанционным  образованием понимается комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной информационно- образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии.

Дистанционное обучение развивается во многих странах мира, однако для России это относительно новый вид образование. Новым это обучение является и для нашего района. Принципиальным в идее дистанционного обучения является переход от принятого в традиционных видах образования движения учащихся за знаниями к движению знаний к учащимся. Использование методов ДО позволяет получать качественное образование в отдалённых районах, реально учиться без отрыва от основной деятельности, обучать лиц с физическими недостатками, значительно снизить транспортные расходы для получения образования.

В настоящее время ДО становится особенно актуальным, так как именно оно может наиболее адекватно и гибко реагировать на потребности общества и обеспечить реализацию конституционного права на образование каждого гражданина страны.

7. Новизна разработки.

Новизна дистанционного обучения как новой формы образования состоит в следующих чертах:

              -гибкость обучения: обучаемые по системе дистанционного образования в основном не посещают регулярных занятий в виде лекций и семинаров, а работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе. Каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых зачетов по выбранным курсам.

         -   модульность: в основу программ ДО положен модульный принцип. Каждый отдельный курс создает целостное представление об определенной предметной области. Это позволяет из набора независимых курсов-модулей формировать учебную программу, отвечающую индивидуальным или групповым потребностям.

           - экономическая эффективность: средняя оценка мировых образовательных систем показывает, что ДО обходится намного дешевле традиционных форм образования. Относительно низкая себестоимость обучения обеспечивается за счет использования более концентрированного представления и унификации содержания, ориентированности технологий ДО на большое количество обучающихся, а также за счет более эффективного использования существующих учебных площадей и технических средств, например, в выходные дни.

             - новая роль преподавателя: на него возлагаются такие функции, как координирование познавательного процесса, корректирование преподаваемого курса, консультирование при составлении индивидуального учебного плана, руководство учебными проектами и др.

            - специализированный контроль качества образования: в качестве форм контроля в ДО используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы.

           - использование специализированных технологий и средств обучения: технология дистанционного обучения - эта совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний. и знаний, библиотеках видеосюжетов и т.д.

       - опора на современные средства передачи образовательной информации: центральным звеном ДО являются средства телекоммуникации и их транспортная основа.

8. Содержание разработки

Элективный курс « Земля: знакомая и непознанная» построен по уровням:

1 уровень: формирование базового уровня: введение в смысловое поле программы, определение позиций, мотивов и потребностей слушателей курса, общая ориентация в компьютерных и издательских технологиях.

2 уровень: знакомство слушателей с главным объектом исследования физической географии – географической оболочкой как единым целым, а потом «разбор» его по частям:

  • загадочный мир литосферы;
  • «Вода! Ты – сама жизнь»;
  • воздушный океан планеты;
  • оболочка жизни;
  • природные и культурные ландшафты.

3 уровень: формирование (развитие) прикладной компетентности: участие в семинарах, решение проблемных задач, осмысление проектной идеи, проработка проекта и представление проекта.

 

Объем учебного времени: 30  часов, из них:

Off-line лекций:                      17 часов

On-line семинаров:                   5 часов

Off-line консультаций:             5 часов

On-line практикумов:               3 часа.

 

Входная – выходная диагностика и контроль:

1 уровень: анкетирование.

2 уровень: проведение семинаров, практикумов, консультаций, решение задач, презентация проектов.

3 уровень: решение промежуточных и итоговых опросников, защита проектов.

9. Продолжительность реализации разработки.

2007 - 2008 учебный год: подготовительный и проектный этапы;

2008 – 2009 учебный год (сентябрь – апрель): экспериментальный этап;

2008 – 2009 учебный год (май-июнь): аналитический этап.

10. Объем финансирования. Примерная смета доходов и расходов реализации (внедрения) разработки

п/п

Наименование

Цена

(руб.)

Количество (шт.)

Стоимость (руб.)

1.

Компьютер в комплекте для кабинета

30000

1

30000

2.

Принтер

6000

1

6000

3.

Электронные учебники по географии

250

6

1500

4.

Виртуальная школа Кирилла и Мефодия «Уроки географии»

200

6

1200

5.

Дистанционное обучение учителя в МГУ им. М.В. Ломоносова

 

 

1300

          Итого

40000

 

11. Дополнительные возможности реализованной разработки

  1. Расширение возможностей сетевого дистанционного взаимодействия учителей географии, права, обществознания в районе.
  2. Инициирование сотрудничества с коллегами республики через кафедру общественных дисциплин при ХРИПКиПРО.

12. Перспективы дальнейшего развития разработки, возможности распространения опыта ее реализации

Обобщение опыта в районе и республике через публикации.

13. Описание выполняемых работ, закупаемых товаров и услуг, их целевое назначение.

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

I.                   Подготовительный этап

1.      Изучение потребностей школьников района в ДО.

2.      Анализ имеющихся ресурсов, кадров, материально-технической базы.

 

Сентябрь 2007

 

Сентябрь 2007

 

 

ЗД УВР, учитель географии

 

II.                Проектный этап

1.      Разработка содержания элективного курса по географии для учащихся старших классов.

2.      Презентация результатов в районной Сети.

 

Сентябрь-март 2007-2008

 

Май 2008

ЗД УВР, учитель географии

III.             Экспериментальный этап

1.      Апробация ЭК в форме ДО.

2.      Текущий мониторинг.

                  3. Расширение МТБ в рамках      эксперимента.

 

 

Сентябрь-апрель 2008-2009

ЗД УВР, учитель географии

 

IV.             Аналитический этап

1.      Мониторинг знаний.

 

2.      Изучение потребностей школьников района в ДО по географии и другим предметам.

                3.    Обобщение и распространение опыта     работы.

 

Апрель-май 2009

Апрель-май 2009

 

Май-июнь 2009

ЗД УВР, учитель географии

 

 

14. Уровень проработанности разработки - проектировочный.

Ресурсы.

Имеющиеся в наличии ресурсы

Необходимые для реализации проекта

Кадры. 1. Учитель географии 1 квалификационной категории, имеющий высокие результаты работы:

§  качество обучения- 70-87%.

§  качество сдачи ЕГЭ – от 70% до 100% ,

§  ежегодные победители районных олимпиад и НПК

§  опыт работы обобщается на кафедре общественных дисциплин при ХРИПКРО, на районных методсоветах, на Российском уровне (конкурс «Открытый урок» и др.)

Кадры: 1. Курсовая подготовка учителя с целью совершенствования своей работы по данной теме через дистанционное обучение

МТБ:

1.      Кабинет информатики

2.      Наличие сети Интернет

3.      Методический и дидактический материалы

 

МТБ:

1.Персональный компьютер в комплекте в кабинет географии.

2.Принтер и сканер

3.Электоронные учебники, энциклопедии, методический материал

Сетевое взаимодействие профильных поселковых школ

Сетевое взаимодействие всех районных школ