О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

Математика
   
Математика

Русский язык

Литература

История

Иностранный язык

Физика

Биология

Химия

Начальные классы

Информатика

География

Экономика и право

Внеклассные мероприятия

 

 

 

 

учитель  Лукьянова И.О.

Мастер-класс для слушателей ХРИПКиПРО по экономике

 14 февраля в ХРИПКиПРО для слушателей проблемных курсов по экономике была представлена работа школьной экспериментальной площадки.

Перед учителями республики выступила Погодина Лидия Левановна, учитель экономики и права, с обобщением опыта по теме «Интерактивные методы в преподавании экономики».

Многие методические инновации связаны сегодня с применением интерактивных методов обучения. Слово “интерактив” образовано от слова “interact” (англ.), где “inter” — взаимный, “act” — действовать. “Интерактивность” означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение . Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях “учитель — ученик” или “учитель — группа учащихся (аудитория)”. При интерактивном обучении диалог строится также на линиях “ученик — ученик” (работа в парах), “ученик — группа учащихся” (работа в группах), “ученик - аудитория” или “группа учащихся — аудитория” (презентация работы в группах), “ученик — компьютер” и т.д.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность учащихся в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения.

По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и учащихся: активность педагога уступает место активности учащихся, а задачей педагога становится создание условий для инициативы.

Интерактивные методы требуют большой подготовки как самого учителя: информация, раздаточный материал, оборудование урока, так и подготовки учащихся, их готовности сотрудничать, подчиняться правилам, предложенным учителем. В процессе учебной деятельности происходит раскрытие способностей, развивается самостоятельность и способность к самоорганизации, умение вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы, то есть ребенок не только получает систему знаний, но и набор ключевых компетентностей в образовательной сфере и в коммуникационной.

Для учителей была предложена методика проведения деловой игры «Дракон».

Игра «Дракон»

Цель:  повышение интереса школьников к ценности самостоятельного действия. Помочь школьникам понять важность координированных действий малого бизнеса при общественном контроле.

Действующие лица: I - Дракон – эфемерное создание, присутствует в игре виртуально.

                                  II - Представители власти – 4-5 учащихся.

                                  III - Лучшие представитель малого бизнеса города – остальные учащиеся.

Либретто.

В городе появился дракон. Он делает жизнь города лучше, но раз в год требуется для себя одну уступку – городские власти должны отдавать ему на съедение лучшего и наиболее полезного для города предпринимателя. Причем, Дракон заранее знает, кто из предпринимателей лучший. Если городские власти отдадут ему не того человека, то он съедает городской совет в полном составе, кроме представителя когорты предпринимателей и оставляет в живых лучшего предпринимателя. Причем второе условие этой уступки таково: наихудшего, по мнению городского совета, предпринимателя выгоняют из города и забирают патент. Так Дракон знает и это, то городскому совету ошибаться нельзя. А то их постигнет та же участь, как и при реализации первого условия. Худшего предпринимателя, в этом случае Дракон так же оставляет в покое.

Условие первое – никто, ни члены совета, ни один из предпринимателей не хотят быть съедены или выгнаны.

Условие второе – представление о себе и своем бизнесе каждый предприниматель дает городскому совету сам. При этом он может говорить только о себе, не высказывая своего мнения о других предпринимателях.

Общее условие – можно говорить все, отвечать на вопросы совета, но нельзя называть фамилий.

Преподаватель, как ведущий игры, выступает в роли представителя предпринимательства в совете, лоббист в совете, поддерживает стратегию, выбранную предпринимателями.

После этого начинается опрос по очереди каждого предпринимателя. При этом свободные участники игры принимают участие в качестве наблюдателей. После опроса всех участников игры советом принимается решение, затем идет объявление результата и начинается общее обсуждение.

Предлагаемые вопросы к игре.

1. Какое решение было принято советом (правильное - неправильное)? Почему было принято именно такое решение?

2. Все ли из опрошенных предпринимателей отрабатывали ранее задуманную стратегию действий? Какие побудительные мотивы были для этого?

3. Какая стратегия более интересна для города: когда съедают одного или четырех?

4. Что позволило (не позволило) отработать задуманную стратегию?

5. Если бы каждый из предпринимателей действовал бы сам по себе, какой результат был бы в конечном итоге?

6. Каким образом лобби предпринимателей в совете способствовал принятию того или иного решения советом?

7. Какое решение было бы принято, если бы не было лобби, и не была бы выработана стратегия?

8. Как вы считаете, исходя из фактического опроса предпринимателей, выполнялись ли ранее оговоренные установки и почему?

9. Каковы были ваши прогнозы на то, кого съедят, кого выгонят при опросе и совещании совета?

В процессе обсуждения, скорее всего, выяснится следующее:

A.                       Коллективное решение группы, при совместных договоренностях проще реализовать, и легче спрогнозировать конечный результат.

B.                       Различные интересы членов даже одной группы, их несогласованные действия, либо отход от ранее оговоренной стратегии делает конечный результат непрогнозируемым.

C.                       Представитель группы во властной структуре, для того чтобы влиять на результат принятия «правильного» решения, должен обладать минимумом представлений о выработанной групповой стратегии.

D.                       При противопоставлении собственных интересов группы интересам всего общества в целом (съедение большого количества народа), данная процедура со временем отразится и на группе, только с отрицательным знаком (возможность быть съеденным как члену нового городского совета).

E.                        Для выработки точной стратегии действий необходимо больше информации  и больше времени.

F.                        При одиночном действии каждой группы, конечный результат непредсказуем.

Суть игры.

Данная игра позволяет смоделировать следующие ситуации:

1. Умение на основании существующих условий договариваться с властью.

2. Умение договариваться между собой, выработать общую для группы стратегию поведения.

3. Косвенно влиять на принятие решений властью, используя следующие ресурсы (лобби и предварительные договоренности)

Общий ход игры.

Перед началом игры преподаватель раздает случайным образов каждому из учеников карты. Для этого колода должна обязательно содержать, скажем, 4 туза, 1 червового короля и 1 пиковую даму. Остальные карты любые. После раздачи карт объявляется, что получившие тузов – члены городского совета. Остальные – предприниматели. Далее членов городского совета просят погулять минут 10. После того, как данные ученики перейдут в другое помещение, для исключения контакта с предпринимателями объявляется, что червовый король- жертва на съедение, пиковая дама – жертва на выгон из города.

После этого предприниматели вырабатывают свою линию поведения. Здесь может быть минимум 3 варианта:

                                 I.           Запутать совет, чтобы его съели, но в этом случае жертвами становятся минимум четыре человека.

                               II.           Составить стратегию своих действий перед советом таким образом, чтобы было принято правильное решение – кого съесть, кого выгонять. В этом случае жертв меньше в 4 раза, а один отделывается легким испугом.

                             III.           Каждый играет сам за себя. Причем в этом случае человек с королем стремится быть лучшим, с дамой – худшим. Лишнее наговаривать на себя и давать ложную информацию нельзя.

 

В рамках работы экспериментальной работы школы был показан мастер-класс факультатива по экономике в 7 классе по теме «Как организуется производство благ» Лукьяновой Ириной Олеговной.

Основные черты научно-технической революции рассмотрели на примерах, позволяющих ученикам, решая небольшие проблемные вопросы, находить самостоятельно.

 Во многом функционировать наши современные предприятия могут из-за явления, называемого Научно-техническая революция.                                                     

- Как вы понимаете, что такое революция?

- Почему называется научно-технической?

Мысль человека всегда стремится вперед. Сейчас мы совершим путешествие. Девизом его будут слова инженера Джона Рескина. «Если открытое море шумит у ваших неуютных утесов, вы должны построить волнолом и создать удобную гавань; если от голода бледнеют чьи-то губы и истощается тело, вы обязаны создать машины, чтобы возделывать степи, заставить колоситься хлеба на прежде бесплодных просторах. Все это и тысячи таких же вещей мы должны делать постоянно – теперь и в будущем – в том великом хозяйстве – в мире, в котором мы живем.»

- Человечество долгое время билось над проблемой: как осуществить подводную съемку знаменитого «Титаника»? Джеймс  Камерон в своем фильме так правдоподобно рассказывает о нем.                                                                                                     

В Тайбее, столице Тайланда построено самое большое здание. Но почему оно не падает от порывов ветра?                                                                                                            

 У НТР существует несколько характерных черт, которые мы с вами должны найти.

- Какие сферы человеческой деятельности не захватывает НТР?

- Какие географические оболочки не ощущают на себе влияния НТР?

- Каким словом можно охарактеризовать НТР?

: всеохватность, универсальность.

- Как можно помочь человеку, если срочно нужна кровь редкой группы?

Создано вещество, способное некоторое время заменять человеческую кровь: перфторан.

Новые виды тканей способны помогать в военном деле: они меняют цвет по команде, что очень ценится в ближнем бою, специальные датчики такой одежды военных сообщают о том, кому в первую очередь требуется помощь.

- Можно ли говорить о том, что НТР способствует совершенствованию только мирной жизни людей?

Это и есть следующая черта: военно – техническая революция.