О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

Математика
   

Самохвалова Е.А.

учитель математики

МОУ Усть-Абаканская СОШ №3

урок алгебры в 9 классе

 

Тема: Решение практических задач с применением арифметической

и геометрической прогрессии

 

            Решение практических задач по теме «Арифметические и геометрические прогрессии» помогают формировать практические навыки учащихся, учит их видеть связь между математикой и окружающей жизнью.

            Повторительно-обобщающий урок предложен в форме дидактической игры, который учит ребят работать в команде, развивает чувство коллективизма.

Урок проводится с использованием ИКТ.

Вместо традиционных карточек, учащимся предложены тексты задач на слайдах, а тесты в трёх вариантах предложены учащимся на мониторах компьютеров. После решения тестов высвечиваются правильные ответы, по которым учащиеся могут проверить и оценить себя

 

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Форма урока: дидактическая игра.

Цель: 1. а) Обобщить и систематизировать знания, умения, навыки нахождения n-го члена суммы и первых членов данных прогрессий с помощью формул; решение задач, в которых используются обе последовательности.

 б) Формировать практические навыки учащихся.

2. Развивать познавательный интерес учащихся, учить их видеть связь между математикой и окружающей жизнью

3. Развивать чувство коллективизма.

Ход урока:

I этап. Мотивационно-ориентировочный: разъяснить учащимся цель учебной деятельности.

1. Учитель: Сегодня на уроке вы должны повторить определения прогрессий, формулы и с помощью их решать успешно задачи. Увидеть тесную связь между математической и окружающей жизнью.

2. Класс делится на две команды

II этап. Повторительный. Актуализация опорных знаний в виде разминки:

1.      Какие прогрессии вы знаете?

2.      К какой прогрессии относятся данные последовательности:

3, 7, 11, 15, 19, …

, 1, 2, 4, 8, 16, …

3.      Дать определения прогрессиям. Что означает термин «прогрессия»? – «движение вперёд».

4.      Запишите формулы n-ых последовательностей в тетрадях.

5.      С какой формулой связан один из эпизодов биографии Карла Гаусса (портрет)? [Sn=] А ещё какая формула есть? [Sn=] Как называется эта формула?

6.      С какой формулой связано предание о создании шахмат? [Sn= или Sn=] Как называется эта формула?

 

 

III этап. Основной. Контроль и оценка промежуточных результатов.

1. Учитель: О прогрессиях и их сумах знали древнегреческие учёные. Отдельные факты об арифметической и геометрической прогрессиях знали китайские и индийские ученые. На прошлых уроках вы узнали историю возникновения прогрессий.

Прогрессии встречаются не только в математике, но и в окружающем нас мире и очень часто.

2. Предложить учащимся разделить страницу тетради на две части и написать


 

 

Арифметическая прогрессия                         Геометрическая прогрессия

К какой прогрессии относятся данные задачи?

(Задачи проецируются на экран с помощью мультимедиа проектора. Текст задач см. в Приложении 1)

 

 

Каждому известно, что очень полезно принимать

воздушные ванны.

1. Задача от медика                                                        2. Задача от биологов

Решение:                                                                         Решение:                                                                                                                                                             

х1=15, d=10, хn=105мин                                              b1 = 1, q = 2    

хn = х1 + d(n - 1)                                                            Sn =  ,

хn = 15 + d(n - 1)хn = 15 + 10n – 10                           S7 =

1ч 45мин = 105 = 15 – 10 + 10n                                 

                     10n = 100                                             Ответ: 127 бактерий за 7 минут

                     n = 10 дней

                  (в медицине)                                                                               (в биологии)

 


 

3. Задача от строителей.                                       

Решение:                                                                     

b1 = 1, b20 = 20= 210 (брёвен)                     

         S20 = = 21

                                                                                    

                                                    4. Задача от экономистов

                                                                 Решение:

Простые проценты – это прообраз

арифметической прогрессии

1-й банк каждый месяц начисляет                    3-й банк . Сложные проценты

от 100 у.е.                                                                    начисляются увеличивая сумму каждый

    a1 = 100, d = 100=3                                        год в 1,3 раза (100% + 30%)

    a37 = 100 + 36= 100 + 108 = 208 у.е.                  b1 = 100, q = 1.3

                                                   через три года           bn = 100= 100= 219.7 у.е. за три

2-й банк каждый год начисляет                                                                                               года

 от суммы 100 у.е.

    а1 = 100, d = 100= 40

    а4 = 100 + 3= 100 + 120 = 220 у.е

                                                   через три года

Вывод: Увеличить прибыль выгодно во втором банке. Но в дальнейшем ситуация может измениться.

Дома: Произведите расчёты, в какой банк выгоднее положить деньги предприятию на 5 лет.

 

 

Далее учащимся предлагается тест (3 варианта). Текст теста (см. Приложение 2) отображен на мониторах компьютеров перед учащимися, которым требуется отметить правильные ответы.

                        I                                 II                                   III

                      1 -А                           1 – А                              1 – Б

                      2 - Б                           2 – Б                              2 – Б

                      3 - Б                           3 – В                              3 – Б

                      4 - А                           4 - Б                              4 – А   

                                                                                               5 – Б

IV этап: Заключительный. Подведение общих итогов.

1.      В ходе урока вы повторили определения прогрессий, формулы.

2.      Решили задачу практического характера, применяя свои знания.

3.      Отметить самых активных, выставить оценки.

V этап: Домашнее задание:

1. Произвести расчёты вклада на 5 лет.

2. Решить на «3» - № 430, 462.

                  на «4» и «5» - № 438, 468.

3. Составить самим задачу на применение арифметической и геометрической прогрессии.

 

 Приложение 1.

Задачи третьего этапа.

 

  1. Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1ч 45 мин?

 

 

  1. В благоприятных условиях бактерии размножаются так, что на протяжении одной минуты одна из них делится на две. Записать колонию, рожденную одной бактерией за 7 минут.

 

 

  1. Представьте, что вы – учётчики на стройке. Привезли и выгрузили большое количество брёвен строевого леса. Нужно быстро определить, сколько брёвен привезли, чтобы закрыть наряд водителям. Как бы вы определили подсчет брёвен? Подсчитайте количество брёвен, если их складировать в 20 рядов?

 

 

  1. На предприятии образовалась прибыль в размере 100 у.е. Есть три банка, в которые можно вложить деньги: 1-й банк – простые проценты из расчёта 3% в месяц; 2-й банк – под простые проценты из расчёта 40% в год; 3-й банк – под сложные проценты из расчёта 30% в год. Данное предприятие желает положить деньги на три года. В каком банке это наиболее выгодно?

 

 

Приложение 2.

Программированный контроль по теме

«Арифметическая и геометрическая прогрессии»

 

Вариант 1.

1. Найти первый член и разность арифметической прогрессии, если а7 = 21, а9 = 29

А. а1 = -3, d = 4;                 Б. а1 = 3, d = 4;                В. а1 = 4, d = 3.

2. Найти сумму семи первых членов арифметической прогрессии, если а1 = -3, d = 7

А. 36;                      Б. 126;                         В. 252.

3. Найти первый член и знаменатель геометрической прогрессии, если b5 =, b7 =

А. b1 = , q = ;             Б. b1 =9, q = ;           В. b1 =3, q = .

4. Найти сумму семи первых членов геометрической прогрессии, у которой  b1 =32, q =   

А. 63,5;                   Б. 127;                     В. 189,5.

 

 

Вариант 2.

1. Найти первый член и разность арифметической прогрессии, если а7 = 22, а9 = 32

А. а1 = -8, d = 5;                 Б. а1 = -5, d = 2;                В. а1 = 2, d = 5.

2. Найти сумму семи первых членов арифметической прогрессии, если а1 = -2, d = 9

А. 28;                      Б. 175;                         В. 392.

3. Найти первый член и знаменатель геометрической прогрессии, если b5 =, b7 =

А. b1 =4, q = ;             Б. b1 =, q = ;           В. b1 =16, q = .

4. Найти сумму семи первых членов геометрической прогрессии, у которой  b1 =81, q =   

А. 364;                   Б. 121;                     В. 60.

 

 

Вариант 3.

1. Расписать первые пять членов последовательности, заданной формулой её n-го члена аn=n2(n - 3)

А. 1; 2; 3; 4; 5.                   Б. -2; -4; 0; 16; 50.                        В. 0; -2; -4; -16; -50.

2. Найдите шестой член арифметической прогрессии, если а1 = 13, d = -5 ; а6 = а1 + 5d

А. 28;                      Б. -12;                        В. 12.

3. Найдите седьмой член геометрической прогрессии, если b1 = 2; q = -1;  b7 = b1

А. -2;                     Б. 2;                          В. 3.

4. Укажите сумму пяти первых членов арифметической прогрессии, если а1 = 2, а5 = 12;

S5 =

А. 35;                        Б. 30;                        В. -35.

5. Укажите сумму пяти первых членов геометрической прогрессии, если b1 = 4; q = 2

S5 =

А. 120;                            Б. 124;                            В. -12,4

 

 
Математика

Русский язык

Литература

История

Иностранный язык

Физика

Биология

Химия

Начальные классы

Информатика

География

Экономика и право

Внеклассные мероприятия

 

 

 

 

  
Hosted by uCoz