О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

 

Учитель математики

Кувалдина Лариса Викторовна

урок алгебры в 10 классе

 
   
Математика

Русский язык

Литература

История

Иностранный язык

Физика

Биология

Химия

Начальные классы

Информатика

География

Экономика и право

Внеклассные мероприятия

 

 

 

 

              Тема: Применение производной к исследованию функций.

 

Цели:

  1. Образовательные:

- повторение свойств функций и правил вычисления производной;

- составление и применение алгоритма нахождения промежутков возрастания, убывания и экстремумов функций.

      2.   Развивающие:

            - применение полученных знаний в новых условиях и нестандартных  ситуациях;

            - составление нового алгоритма решения задачи.

      3.  Воспитательные:

            - формирование способностей находить причинно-следственные связи;

            - развитие логики и речи учащихся;

- развитие умения работать в группе, отстаивать свое мнение, принимать участие в диалоге, принимать точку зрения собеседника.

 

 

Ход урока.

1.      Вступительное слово учителя.

Несколько уроков вы учились вычислять производные различных функций и часто задавали вопросы: «А зачем?». Наш урок – один из ответов на данный вопрос. Сегодня мы рассмотрим одну из областей применения производной – исследование функций. Вы уже умеете исследовать некоторые функции, используя их графики: квадратичную, линейную, обратную и пропорциональность. А вот какими, например,  будут свойства функции у=х3-12х+1, в частности, промежутки возрастания, убывания и экстремумы.   И можно ли наоборот, зная свойства функции, построить её график?

Сегодня на уроке будет работать две группы: теоретики и практики. Теоретики  будут разрабатывать алгоритм нахождения промежутков возрастания и убывания, и экстремумом функции на основании известных вам теорем: признака возрастания и убывания функции, необходимого и достаточного признака экстремума. Группа практиков будет апробировать полученный алгоритм для решения задач.

 

2.      Работа в группах.

Практики. (повторение и актуализация опорных знаний)

Самостоятельная работа через копирку. Два человека за доской.

1.      Вычислить производную заданной функции:

у=-х3+3х+2                / у= 2х3-9х2-60/.

2.      Решить уравнение у(х)=0, если

у(х)=х4-2х2+2             / у(х)= 12х-х3/.

3.      Записать промежутки возрастания, убывания и экстремумы функции, заданной графически:

           4.      Решить неравенство методом интервалов:

(х-2)(х-5)>0                / (х+3)(х-8)<0/.

 

Теоретики. Работа в группе. Составление алгоритма при помощи опорных теорем и схем.

 

3.      Проверка самостоятельной работы. (коррекция опорных знаний)

 Практики выставляют себе оценки, теоретики проверяют устно правильность выполнения работ на доске.

 

4.      Защита разработанного алгоритма теоретиками. Применение его для исследования функции у=х3-12х+1

 

5.      Устная работа.

1.      По данным таблицам определить нанести на координатную плоскость промежутки возрастания и убывания функций (3 человека одновременно на доске):

х

(-   ;-2)

-2

(-2;0)

0

(0;+   )

у(х)

+

0

-

0

+

у(х)

 

-1

 

3

 

 

х

(-7;1)

1

(1;6)

6

(6;7 )

у(х)

+

0

 

0

+

у(х)

 

-3

 

10

 

 

х

(-3 ;0)

0

(0;4)

4

(4;8)

8

(8;+   )

у(х)

+

 

-

 

 

 

 

у(х)

 

-3

 

-5

 

6

 

 

 

max

 

min

 

max

 

 

 

 

 

2.      Какая из схем отражает знаки производной заданной графически функции

 

3.      Укажите точки, в которых производная функции равна нулю.

 

6.      Исследовать функцию на возрастание, убывание и экстремумы. Работает весь класс. Один человек у доски. Обращается внимание на правильное  оформление работы.

 

7.      . Самостоятельная работа в динамических парах. Практики

Определить промежутки возрастания, убывания и экстремумы данных функций:

                                   у=-х3+3х+2;

у= х4-2х2+2;

у=х3-6х2;

у=12х-х3;

 у=2х3-9х2-60х.

                 Теоретики. Работа в группе.  Определить промежутки возрастания, убывания и экстремумы данных функций:

у= х/(х2-1);

у= 1/х2.

8.      Теоретики (3 человека) объясняют всему классу свои решения.

 

9.      Практики по итогам работы в парах выставляют себе оценки.

 

10.  Итог урока.

Продолжить фразу «Я знаю…», «Я умею…», «Я научился…».

 

11.  Выставление оценок: практики – по итогам двух работ. Теоретики оценивают друг друга по работе в группе.

 

 Опорная схема.

 

1.      Признак возрастания (убывания) функции.

            Если на некотором промежутке производная функции положительна  (отрицательна), то функция на этом промежутке возрастает (убывает).

2.      Необходимое условие существования экстремума.

В точке экстремума производная обращается в нуль.

            3.   Достаточное условие экстремума.

                        Если в некоторой точке производная обращается в нуль и, кроме того, проходя через неё, производная меняет свой знак с плюса на минус, то в этой точке функция достигает максимума, если с минуса на плюс, то минимума.

4.Какими точками разграничиваются промежутки возрастания и убывания функции?

            5. Определение знака производной: вспомните метод интервалов,

    
 
Hosted by uCoz