О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

Математика
   
Математика

Русский язык

Литература

История

Иностранный язык

Физика

Биология

Химия

Начальные классы

Информатика

География

Экономика и право

Внеклассные мероприятия

 

 

 

 

Факультативное занятие 4 класс
 
 

                                                                                                                                                Факультативное занятие 4 класс

                                                                                                                                                Учитель Безручко Л.В.

 

Тема: Реформы  Петра I.

 

Цель:1) показать достоинства и недостатки реформы Петра I;

2)показать, как Петр I за короткое время превратил Россию в развитую,   просвещённую сильную державу;

3)воспитывать  в детях чувство благодарности тем кто шёл вперёд и не забывал  прошлое.

 

Ход урока.

I Организационный момент

  • В истории России, как и любой другой страны, есть чем дорожить, гордиться и о чём сожалеть.
  • Сегодня мы поговорим о реформах Петра I.

II. Чтение текста, стр.83-91

(Книга Н.Я.Чутко «Я гражданин России.»

III. Какие вопросы по прочитанному тексту вы хотите задать одноклассникам?

(Дети выходят к доске, задают вопросы, сами спрашивают желающих ответить.)

IV. Беседа по тексту.

  • Почему нам важно изучать прошлое?

(Потому что прошлое должно служить современности)

  • Что такое реформа? Найдите объяснение в тексте.

(Реформа- преобразования в управлении государством, в жизни общества.)

  • Сколько лет продолжалась реформа Петра I?

(Во всё время его царствования)

  • Чем были вызваны реформы Петра I?

(Россия отстала от всех передовых стран Европы. Она не имела промышленности, сильной армии, выхода к морю. Торговля с зарубежными странами не развивалась)

  • Ради чего ПетрI приступил к преобразованиям и нововведениям?

(Стремился превратить Россию в развитую, просвещённую, сильную державу подобно Европейским странам.)

  • Каких сфер жизни коснулись реформы?

(Практически всех сфер жизни).

  • Какие нововведения ввёл Пётр I ?

(Дети находят ответ в учебнике, зачитывают)

  • Что было открыто во время реформы Петра I?

(Были открыты фабрики, заводы, аптеки, школы: Артиллерийская, Инженерная, Медицинская, Навигационная).

  • В каком году вышел указ о создании начальных циферных школ? (В 1741 г)
  • Что изучали в этих школах? (Арифметику и геометрию)
  • В каком году и где открылась первая Российская Академия наук?(В 1724 г в Петербурге).
  • Что начало активно развиваться при Петре I? (Начала развиваться промышленность, особенно металлургическая)
  • Какие факты говорят о том, что реформы Петра I были успешными? (В середине 18 века в России выплавляли чугуна в два раза больше, чем в Англии)
  • Чем была вызвана война со Швецией? (Петр I  обратился к Швеции продать место при финском заливе, который некогда принадлежал русским, но Карл XII  отказал. России нужен был выход в Европу).
  • Сколько лет продолжалась война? (Война продолжалась 21 год.)
  • Под каким именем она известна в истории? (Известна как Северная война)
  • Что дала победа в Северной войне России?( она открыла России путь в Европу, выход в Балтийское море).
  • Пётр I не только воевал, но и строил. Какой красивый город основал Пётр I на берегах Невы? (Основал Санкт-Петербург – новую столицу Российского государства.)
  • Что было задумано и сделано Петром I  для расширения кругозора своих подданных?(Выступление ученицы: «Первая русская газета.» Для расширения кругозора подданных ПётрI задумал издать газету. В январе 1703 года появился первый номер «Ведомостей о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрёстных странах.» В редактировании его участвовал сам царь. Так родилась первая газета.)
  • Подведём итог: При императоре Петре I  Россия из второстепенного государства превратилась в великую европейскую державу.
  • Кого коснулись реформы Петра I? (Реформы коснулись всего уклада жизни России)
  • О чём не стоит забывать, говоря о реформах Петра I? (Однако нельзя забывать, что великие преобразования и реформы Петра I проводились «сверху», жёстко, нередко путём навязывания чуждых русскому обществу европейских традиций, которые  раздражали людей).
  • Кого затрагивали происшедшие перемены? (Происшедшие перемены затрагивали только верхушку общества).
  • Затронули ли происшедшие перемены крестьян? (Что касается русского крестьянина, то он ещё очень долго по прошествии Петровской эпохи был безграмотным и обездоленным.)
  • Закончить наше занятие хочется словами писателя Рудольфа Итса:»Великое свойство прогрессивного человечества – не забывать прошлое и быть благодарны тем, кто шёл впереди.»)
За что мы можем быть благодарны Петру I? (Высказывания детей)
 
 
  
 
Hosted by uCoz