О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

Математика
   
Математика

Русский язык

Литература

История

Иностранный язык

Физика

Биология

Химия

Начальные классы

Информатика

География

Экономика и право

Внеклассные мероприятия

 

 

 

 

Факультативное занятие 4 класс
 
 

                                                                                                                                                Факультативное занятие 4 класс

                                                                                                                                                Учитель Пасынкова Н.А.

 

Тема занятия: «Бородино – поле русской славы».

 

Цели занятия:

1. Дидактические цели:

  • создать условия для формирования представления о войне 1812 года;
  • показать общую картину Отечественной войны;
  • познакомить с основным сражением  войны 1812 года.

2. Развивающие цели:

  • продолжить развитие и становление:

- интеллектуальных умений;

- практических умений;

- положительных качеств личности ребенка.

  • расширить социальный опыт учащихся

3. Воспитательные цели:

  • воспитывать чувство гордости за героическое прошлое нашей Родины.

 

Ход занятия.

 

I Актуализация базовых знаний.

1)      В истории любой страны есть особо значимые события, памятные каждому ее гражданину. В русской истории первой половины 19 века – для каждого гражданина России является памятным 1812 год.

-  Почему 1812 год является для России памятным годом?

- Что вы знаете о начале Отечественной войны 1812 года?

- О чем мечтал Наполеон?

- А я добавлю слова Наполеона: «… остается одна Россия, но я раздавлю ее».

 -  Что вам больше всего не понравилось, возмутило в наполеоновской фразе?

- Почему не оправдались надежды Наполеона на быструю победу?

- На борьбу с неприятелем поднялся весь народ. Все стали на защиту Отечества. Война получила название … ?

- Кто был назначен главнокомандующим русской армией?

2) Расскажите, что вы узнали о М. И. Кутузове?

II  Изучение нового материала.

1. Выход на новую тему.

- Какому сражению посвящены строки из произведения и кто автор данного произведения?

- Как вы думаете, о чем же мы будем сегодня с вами говорить?

- Бородинская битва – решающая в борьбе с армией Наполеона – отражена во многих книгах по истории, описана в художественной литературе, в литературе для детей.

- Начнем разбираться в деталях.  Для этого создадим группы исследователей.

(После деления дети занимают свои места в группах и получают задания).

2. Самостоятельная работа учащихся в группах.

1 группа: «Есть под Москвой большое поле…»

2 группа: «Решение Кутузова».

3 группа:  «Наполеон на Поклонной горе».

4 группа:  «Наполеон просит мира»

(Для подготовки используют тексты учебника Н. Я. Чутко «Я – гражданин»,  учебник по истории за 4 класс,  различную справочную литературу, тексты на карточках).

3. Выступления детей.

(Рассказы детей сопровождаются слайдовой презентацией).

1. «Есть под Москвой большое поле…»

2. «Оставить Москву без сражения»

- Ученые обнаружили в архивах письма, написанные москвичами накануне вступления Наполеона. Прочитайте отрывки из этих писем. (На столах карточки с текстами).

Что волновало горожан?

Из записок очевидцев.

… Спокойствие покинуло наш родной город. Мы живем со дня на день, не зная, что нас ждет впереди…

… Если Москва погибнет, все пропало! Бонапарту это хорошо известно; он никогда не считал равными обе наши столицы. Он знает, что в России огромное значение имеет древний город Москва, а блестящий, нарядный Петербург почти то же, что все другие города в государстве…

… Все уверены, что когда Кутузов примет главное начальство над армией, так вся позиция очутится для русского солдата превосходной… Русские войны! Не медлите! Принимайте разбойников на штыки!...

3. «Наполеон на Поклонной горе».

4. «Наполеон просит мира»

III Закрепление изученного и проверка степени усвоения нового материала.

1. Между какими государствами и с какой целью происходила война 1812 года?

2.  Почему сражение, которое произошло под Москвой 7 сентября 1812 года,  получило название «Бородинское»?

3.Почему именно эта битва отражена в истории?

4. Какое решение было принято Кутузовым после сражения при Бородино?

5. Каковы результаты войны?

6. Почему победили русские?

7. Продолжите крылатую фразу: «Кто к нам с мечом придет …»

IV  Подведение  итогов.

- «Война закончилась полным истреблением неприятеля, и каждый из вас есть спаситель Отечества! Россия приветствует вас сим именем», - с такими словами в декабре 1812 года Кутузов обратился к русской армии. На высоте в деревне Горки близ села Бородино воздвигнут гранитный памятник с орлом, широко раскрывшим крылья. Здесь был командный пункт главнокомандующего русской армией Кутузова.

- В честь победы над французами и в память о погибших русских солдатах в Москве был воздвигнут храм Христа спасителя.

 

V   Домашнее  задание.

- Узнайте о событиях войны 1812 года по другим книгам, картинам, кинофильмам.

 

 
 
  
 
Hosted by uCoz