О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

Математика
   
Математика

Русский язык

Литература

История

Иностранный язык

Физика

Биология

Химия

Начальные классы

Информатика

География

Экономика и право

Внеклассные мероприятия

 

 

 

 

Новая страница 2
     
 

                                          Крыцина Марина Викторовна,

                                          учитель начальных классов

 

Конспект урока по русскому языку в 3-м классе

(образовательная система «Школа – 2100») по теме:

«Местоимение как часть речи»

 

           Цель:

- определение способов морфологического разбора части речи – местоимения;

- формирование навыков контроля и оценки своей деятельности и способов,  помогающих           

  преодолеть свою некомпетентность при изучении местоимения.

 

Ход урока:

 

I. Орг.момент. Психологический настрой

Если хмуримся с утра,

Нам поможет доброта.

Встаньте дети, подтянитесь

И друг другу улыбнитесь!

Учитель: Мне очень хочется, чтобы сегодня на нашем уроке присутствовало хорошее настроение.

 

II.Актуализация знаний

Учитель:  Урок русского языка я начну с загадки:

Растет она вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце её припечёт-

Заплачет она и умрёт.

Дети: Это сосулька.

У.: Как вы думаете, какое задание можно предложить на уроке русского языка с этим текстом?

Д.: Перечисляют задания.

 

Создание ситуации выбора для учащихся.

У.: Из перечисленных заданий, я предлагаю поработать с орфограммами в следующей форме. Тот, кто затрудняется при письме, может выбрать прием «письмо с дырочками сомнениями», а тот, кто чувствует себя уверенно, то по ходу может сразу подчёркивать орфограммы.

У.: Диктует загадку.

Д.: Записывают.

У.: Были ли трудности при письме? Какие?

У.: Проверьте свои работы в паре. Оцените себя.

 

III. «Открытие» нового  знания

Определение совместной цели деятельности.

У.: Мы продолжим работу по этому тексту, возможно, он поможет открыть что-то новое для нас.

- По предложенной характеристике попробуйте найти соответствующую часть речи.

Учитель предлагает следующую схему:

_________ - неодуш., ср. род., ед.ч.

Д.: Находят часть речи – солнце.

У.: - Расскажите, как определили.

- Как можно проверить, правильно ли отвечали ребята? С чем можно соотнести предложенную схему?

У.: Что ещё нового узнали об имени существительном?

Д.: Существительное можно заменить местоимением.

У.: Для чего? Можно ли это доказать в нашем тексте?

Д.: Доказывают.

- Да, потому что отгадка – это сосулька. А в тексте существительное сосулька заменено местоимением ОНА, ЕЁ.

У.: Как это можно проверить?

Д.: Можно подставить вместо местоимения существительное – сосулька.

У.: Попробуйте это  исследовать – что получится?

Д.: Работают в паре.

 

Растет сосулька вниз головою,

Не летом растет, а зимою.

Но солнце сосульку припечет –

Заплачет сосулька и умрет.

 

Создание проблемной ситуации.

У.: Какой вывод можно сделать о словах ОНА - ЕЁ?

Д.: Местоимение ОНА может изменяться на форму ЕЁ.

У.: Оказывается, в русском языке изменяются не только существительные, но и местоимения.

      А раз изменяются, могут ли местоимения иметь начальную форму?

Д.: Объясняют, что местоимение ОНА – это и есть начальная форма.

 

IV. Первичное закрепление.

Д.: Работают в паре, выполняя упражнение из учебника (упр. 295 стр.58).

Проверка проводится с помощью комментирования.

У.: Расскажите, что нового узнали о местоимении?

Д.: Местоимение имеет начальную форму. Может изменяться, принимая другую форму. Местоимения могут употребляться с предлогами. Местоимения с предлогами пишутся отдельно.

У.: Раз существительное можно заменить местоимением, то попробуйте разобрать местоимение по той же схеме, что и существительное. Выберите любое местоимение из упражнения 295.

 

Создание проблемной ситуации.

У.: Почему вы не смогли воспользоваться алгоритмом разбора имени существительного для местоимения?

Совместно с детьми приходят к выводу, то в разборе местоимений требуются изменения и дополнения.

 

Самостоятельная работа в группе.

У.: Попробуйте составить свой алгоритм по разбору местоимений.

Д.: Представляют свою работу.

 

Рефлексия.

У.: Сумели ли вы все рассказать о местоимении, пользуясь своим алгоритмом?

- Я предлагаю сравнить ваши работы с образцом.

Д.: Сравнивают свой результат работы с порядком разбора в учебнике.

У.: У какой группы результат ближе к образцу?

- Оцените вклад каждого в работе группы.

Ребятам предлагаются карточки с оценочными высказываниями. Каждому дается право выбрать ту карточку, которой он сам бы себя  оценил: «Я был помощником», «Я был открывателем», «Я комментировал», «Я умело доказывал».

 

 

V. Итог урока.

Подведем итог нашего урока.

-  Что нового узнали о местоимениях?

-  Что помогло нам узнать об этой части речи?

 

 
     
Hosted by uCoz