О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

Петухова Елена Ивановна
 

Петухова Елена Ивановна

учитель начальных классов

 

Урок окружающего мира.

4 класс

Тема урока: «Зубы. Правила ухода за зубами».

Тип: урок изучения нового материала.

Технология: развивающее обучение Занкова.

 

Цели урока:

1.Обучающая:  создать условия для формирования представлений о зубах, их строении; учить заботиться о собственном здоровье.

2. Развивающая: развивать познавательные умения: умение наблюдать, сравнивать, анализировать и обобщать; развивать психические процессы ребенка: память, внимание, мышление, воображение; развивать валеологические умения; создать условия психологической комфортности для каждого ученика.

3. Воспитательная:  воспитывать доверительные отношения, чувство взаимопомощи, поддержки; воспитывать гигиенические умения и навыки детей.

 

Оборудование: ИКТ, учебник: Н. Я. Дмитриева, А. Н. Казаков «Мы и окружающий мир», картинки (на экране), опорные таблицы (на экране),  карточки с вопросами, карточки со строчками из  стихотворения, карточки -памятки, зеркала (индивидуальные).

 

                                             

                                           Ход урока.

 

1.Организационный момент.

Приветствие. Пожелания успехов на уроке.

 

2. Мотивационное начало.

 

Уч. Ребята, хотите узнать, о чем пойдет речь на уроке?

       Отгадайте загадку:

 

«Чем из того, что тебе принадлежит,

Ты можешь поделиться с другими людьми,

Не отдавая этого?»

 

 Д: Улыбка.                            


(На экране – портреты улыбающихся людей.)

 

Уч: Посмотрите на фотографии этих людей, которые улыбаются нам. Давайте и мы улыбнемся друг другу.

А что больше всего привлекает наше внимание в тот момент, когда мы улыбаемся? 

Д: Зубы.

Уч. А все ли вы знаете о зубах?

Д: Я думаю, что мы знаем не все.      

Уч: Сегодня на уроке вы узнаете много интересного о наших зубах. Узнаете, как правильно ухаживать за зубами, чтобы сохранить улыбку красивой.

 

3. Изучение нового материала.

 

1) Зубы. (Рассказ учителя опирается на знания детей; эвристическая беседа.)

Уч:  Сколько зубов у взрослого человека? (32)

Уч: В каком возрасте появляются первые зубы? (Ответы детей.)

Уч: Первые зубы появляются у маленьких детей примерно в 6 месяцев, и к 2 годам их становится 20. Первые зубы называют молочными. Молочные зубы играют важную роль в развитии постоянных. Они сохраняют пространство для постоянных зубов и направляют их рост.

Уч: В каком возрасте выпадают молочные зубы, и начинают расти постоянные?

(Ответы детей.)

Уч: Смена зубов – естественный процесс, который происходит у всех людей, и не надо этого бояться. Эти постоянные зубы будут вам служить вечно. Но нужно внимательно следить за их ростом и расположением. От этого зависит не только красота вашей улыбки, но и дикция – четкость речи. К 14 годам у человека – 28 зубов. К 30 годам вырастает еще 4 зуба. Их называют зубами «мудрости».

 

2) Виды зубов.

(Практическая работа.)

Уч: Возьмите свои зеркальца и посмотрите на свои зубки.

  (Дети рассматривают в зеркальцах свои зубы.)

Уч: А все ли зубы одинаковые по своему внешнему виду?

Д: Нет. Они разные.

Уч. Поделитесь своими наблюдениями.

(Ответы детей.)

Уч: Я прочитаю вам сказку. Но прежде чем приступить к чтению, я прошу вас прочитать вопросы, которые я задам вам после прочтения сказки.

                                

                        Карточка. (У каждого ученика.)

1)      Какие  виды зубов есть у человека?

2)      Какую работу они выполняют?

3)      Какая пища разрушает зубы?

 

Уч: «Однажды 2 друга, Резец и Клык, проснулись в плохом настроении, и, когда Петя сел завтракать и надкусил бутерброд с колбасой, Резец воскликнул: «Ну, вот опять мы все вместе, приятель! Только Клык и Резец работают в этой толпе бездельников. Эти коренные зубы и не представляют себе, как трудно откусывать и откусывать! Хорошо еще, что сейчас это бутерброд с колбасой.  А если бы это была карамелька или орех? То столько сил надо приложить! Да еще эти конфеты так портят эмаль. Хорошо, что Петя их не часто ест, а то бы меня все время водили к зубному. А я так боюсь «бормашины». «Детка, послушай меня, старика, - сказал Зуб Мудрости, - У каждого своя работа. Ты более острый и твердый.  Ты, как и Клык, откусываешь, а коренные зубы делают свою работу, тоже очень трудную. Они имеют бугристую поверхность, чтобы дробить и перемалывать откусанное тобой. Так что не ругай чужой труд. Ведь только совместными усилиями, только в коллективе мы добиваемся успеха».

Уч: Прочитайте первый вопрос и ответьте на него.

Д:  Резцы, клыки и коренные зубы.

Уч: Посмотрите в зеркальце и постарайтесь увидеть клыки, резцы и коренные зубы.

(Дети рассматривают зубы.)

Уч: Найдите резцы.  Как они выглядят и сколько их?

Д: Четыре вверху и 4 внизу, всего 8 резцов.

Д: Они острые

Уч:  Что можно сказать о клыках? Сколько этих зубов?

Д: 4.  Они тоже острые.    

Уч: Как выглядят коренные зубы?

Д: Коренные зубы имеют бугристую поверхность.

  

Уч: Посмотрите на таблицу. Правильно ли вы ответили на вопрос? Опираясь на таблицу, обобщить полученные знания.

Д:  У человека 8 резцов: 4 внизу и 4 вверху. Четыре клыка: 2 внизу, 2 вверху.  Остальные зубы – коренные.

Уч: Хочу добавить, что в наборе молочных зубов нет малых коренных, а у некоторых взрослых так и не вырастают зубы «мудрости».

Уч: Прочитайте и ответьте на 2 вопрос.

Д: Клыки и резцы откусывают.

Д: Коренные зубы пережевывают пищу.

Уч: Чем отличаются зубы?

Д: У них разная форма.

Д: Они разного размера.

Д: Зубы выполняют разную работу.

Уч: Хотя зубы имеют разную форму и предназначены для разных целей, все они устроены одинаково.

3)Строение зуба.

 

(Мини – сообщение ученика.)

Ученик: Зубы – самые твердые части организма. Каждый зуб состоит из 2 частей: одного или нескольких корней и коронки, часть которой видна во рту. Коронку покрывает твердая и блестящая эмаль. Она, как панцирь, защищает зубы. Под слоем эмали лежит менее твердый, но тоже очень прочный слой. Называется он дентин. Дентин формирует корпус, или тело зуба. Мягкая ткань, называемая пульпой, содержит кровеносные сосуды и нервы. Кровь приносит к зубам питательные вещества.

 

                                    Релаксационная игра.

Уч: Устали? Тогда пришла пора превращений. Ваши руки превращаются в лепестки, а тело – в нежный стебелек. Вы будете прекрасными цветами, подснежниками.

     Садитесь на корточки.

(Звучит тихая музыка.)

     В лесу, под сугробом, спрятался нежный цветок. Он крепко сложил свои лепестки. Прижал голову, чтобы согреться и уснул до весны. Солнышко пригревает все сильнее, лучики солнца постепенно будят цветок.  (Дети поднимаются.) Он медленно растет, пробираясь сквозь снежный сугроб, поднимается, встает. (Дети встают.)

 

Ласковое солнышко так далеко, а цветочку хочется почувствовать тепло. Он тянется вверх.  Поднимается все выше и выше. (Дети поднимаются на носочки.) И вот он вырос и окреп. Лепестки стали раскрываться, наслаждаясь теплом.  (Дети постепенно раскрывают руки в стороны.) Цветок радуется и гордится своей красотой. Он улыбается.  «Это я – первый весенний цветок, и зовут меня подснежник», - кивает он всем головой. (Дети улыбаются и кивают головой.) Будьте всегда красивыми, как этот подснежник!

 

 4) Разрушение зубов.

Уч: Итак, мы знаем, как устроены наши зубы. А для чего нам нужны эти знания?

(Ответы детей.)

Уч: Но как ни тверды зубы, они все же могут разрушаться

УЧ: Как это происходит, мы прочитаем в учебнике и посмотрим на таблице.

 

(Чтение текста в учебнике на стр. 79.)

 

Уч: Прочитайте  3 вопрос.

Д: Какая пища разрушает зубы?

Д: Из сказки я узнал, что зубы разрушают конфеты.

Д: Еще разрушают зубы орехи.

Уч: Вспомните, почему в длительных морских путешествиях первооткрывателей подстерегала страшная болезнь цинга? От нее иногда  погибала вся команда, хотя в трюмах был запас солонины, стояли мешки с зерном, бочки с салом.

Д: Потому что у них не было овощей и фруктов. А в овощах и фруктах содержатся необходимые организму витамины.

 

 Уч:  С 1795 года во время длительных плаваний морякам английского флота было приказано ежедневно пить лимонный сок. Считалось, что лимонный сок помогает избежать страшного заболевания – цинги. Лимонный сок – богатый источник витамина  «С». Именно это вещество предохраняет организм от цинги. Витамин «С» поступает в организм человека через пищу.

- Вспомните, в каких продуктах содержится витамин «С»?

Д: В апельсинах, лимонах.

Д: Много этого витамина в петрушке, шиповнике, смородине.

Д: И еще в картофеле и в кислой капусте.

Уч: Чтобы зубы были крепкие, им необходим витамин «D».  В каких продуктах содержится этот витамин?

Д: Он содержится в молоке, яйцах, печени.

Уч: Больные зубы ведут к заболеванию всего организма. Верно ли такое утверждение?

Д: (Ответы детей.)

 

5) Уход за зубами.

Уч: Для того, чтобы наш организм был здоровым,  необходимо правильно заботиться о зубах. Расскажите, как вы ухаживаете за своими зубами?

(Рассказы детей.)

Уч: Конечно, вы все знаете о том, как важно чистить зубы. А теперь давайте попробуем рассказать о важности этих процедур.  Об этом мы расскажем в виде небольшого стихотворения. Я буду задавать вам вопросы, а вы – отвечать на них.

 

- Сколько раз в день нужно чистить зубы?

Д: 2 раза.

Уч. Как словосочетание «два раза» можно записать одним словом?

Д: Дважды.

Уч: Найдите карточку с ответом на данный вопрос.

Д: Мы чистим зубы дважды в день.

Уч:  А может одного раза достаточно? Вечером уже не хочется. Хочется скорее лечь спать. А вот ночью никто наших зубов не видит?

Д: Нет.

Уч: Почему?

Д: На зубах имеются бактерии.

Уч: Найдите следующую строчку.

Д: И делать это нам не лень.

Уч: Сколько времени и с помощью каких предметов мы чистим зубы?

Д: При помощи зубной щетки и пасты. Чистить надо 3 минуты.

Уч: Прочитаем следующую строчку.

Д: Три минуты щеткой с пастой.

Уч: Какие зубы надо чистить лучше, а какие хуже?

Д: Чистим зубы все подряд.

Уч: Как мы чистим зубы?

Д: Чистим сверху, чистим снизу.

     И снаружи, и внутри.

Уч: А зачем чистить зубы внутри?

Д: Бактерии везде есть.

Д: Вычищаем всех бактерий.

Уч: В заключение…

Д: И язык почистили.

Д:  Рот осталось сполоснуть.

Уч: Итак, давайте подытожим: верно ли мы поступаем?

Д: Да! Нами выбран верный путь!

Уч: Теперь давайте прочтем хором все стихотворение и постараемся запомнить его.

 

(Чтение стихотворения детьми хором.)

 

 «Мы чистим зубы дважды в день,       

 И делать это нам не лень.

 Три минуты щеткой с пастой

 Чистим зубы все подряд;

 Чистим сверху; чистим снизу;

 И снаружи, и внутри.

 Вычищаем всех бактерий

 И язык почистили.

 Рот осталось сполоснуть.

 Нами выбран верный путь».

 

5. Обобщение полученных знаний.

 

Уч. Все ли вы знали о зубах? Что нового вы узнали?

(Ответы детей.)

 

Уч:  Чтобы зубы были здоровыми, а улыбка красивой, необходимо помнить и всегда выполнять основные правила ухода за зубами. Я хочу подарить вам «Памятки по уходу за зубами».

 

(На столах у каждого ученика – «Памятка по уходу за зубам».)                                    

                            

                                Помни и выполняй!

1. Ежедневно утром и вечером чистите зубы зубной щеткой с пастой.

2. Чистите зубы не только справа налево, но сверху вниз и снизу вверх, с наружной и внутренней сторон.

3. Щетку после употребления тщательно прополощите.

4. Никогда не чистите зубы чужой щеткой.

5. Полощите рот теплой кипяченой водой.

6. Не грызите зубами орехи, сахар, твердые конфеты.

7. Не ковыряйте в зубах булавкой, вилкой и другими острыми предметами.

8. Сразу после горячей пищи не пейте холодную воду, не ешьте мороженое.

9. После холодной пищи не берите ничего горячего – эмаль на зубах может потрескаться. А это приведет к разрушению зубов.

10. Ешьте овощи и фрукты, богатые витамином С.

11. За зубами нужен постоянный врачебный контроль. Не менее двух раз в год проверяйте состояние своих зубов у врача.

Помните: больные зубы могут быть причиной заболевания горла, желудка, сердца и других органов, так как в больных зубах скапливается большое количество микробов. Если зубы плохие, пища плохо обрабатывается во рту.

 

6. Домашнее задание.

Уч: Вспомните все, о чем мы говорили на уроке. Поможет вам в этом учебник и другая справочная литература.

Выполняйте все рекомендации, данные в «Памятке». 

К сожалению, на месте выпавшего постоянного зуба новый зуб у нас  не вырастает. А вот  у акулы вырастают!  Зубы у животных разные и отличаются от зубов человека.  Так ли это?

 Творческое задание. Подберите материал и подготовьте сообщение о зубах различных животных.

 

7. Окончание урока.

 

Уч. Говорят, что люди дорожат 3 вещами: богатством, славой, властью. Многие люди стремятся к этому, но, заимев все это, как ни странно, они не становятся счастливыми. Потому что главное в жизни человека – здоровье. Говорят, что «Здоровый нищий – счастливее больного короля». Я хочу пожелать вам здоровья, и чтобы ваша улыбка всегда была красивой.

 

 
  Математика

Русский язык

Литература

История

Иностранный язык

Физика

Биология

Химия

Начальные классы

Информатика

География

Экономика и право

Внеклассные мероприятия

Hosted by uCoz