Сегодняшние дети – это будущее страны.
Каким станет будущее детей, зависит от многих причин. Несомненно, одно:
благополучие граждан возможно только в цивилизованном правовом
государстве. Курс «Права человека для младших школьников» построен в
циклическом варианте, главным содержанием которого стали права
людей, закреплённые в Декларации прав человека. Курс создан в виде
путешествия по сказкам, главными проводниками в область правового
знания, понимания, воспитания являются сказочные герои.
Занятия по правам человека в начальной школе – необычные уроки, это
откровенные и душевные беседы, касающиеся личности ребёнка, его
отношения к другим людям, отношения окружающих к нему, раскрывающие
духовный мир людей. Во время занятий дети знакомятся с международными
документами по правам человека – Всеобщей декларацией прав человека и
Декларацией прав ребёнка. Использование игровых форм создаёт
благоприятные условия для понимания и усвоения нравственных норм в
естественных для детей игровых действиях.
Цель занятий: знакомство уч-ся с основными правами
ребёнка, содействие воспитанию нравственно-правовых норм.
Задачи занятий: передать школьникам знания о
правах ребёнка, содействовать воспитанию убеждения, что право выбора
неразрывно связано с ответственностью за свои поступки, формировать
правовую культуру человека.
Атмосфера уроков: уроки права не могут быть обычными с
традиционными опросами. На таких занятиях необходимо создать атмосферу
доброжелательности, искренности, в которой каждому ученику хотелось бы
выразить своё отношение к обсуждаемым вопросам. Мнения не делятся на
«правильные» и «неправильные». К мнению каждого следует относиться с
уважением. В ходе рассуждений ученик сам убедится, истинно оно или нет.
На уроках использую задания творческого характера, которые не только
помогают изучению данного учебного материала, но и делают учебный
материал эмоционально окрашенным. Игровой характер подачи материала
предоставляет учителю широкие возможности разнообразить занятия,
переключать внимание детей на обсуждение известных литературных героев.
Активность, творчество и заинтересованность проявляют и родители при
выполнении заданий по праву, таких как:
- изготовление генеалогического древа,
- профессии моих родителей,
-
герб моей семьи.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в
частности, их особенная восприимчивость к играм, желание и умение
играть способствует эффективному применению на уроках обучения правам
человека различных игровых методик:
Игра «Я – это я»
Учитель
просит детей нарисовать на листке круг и прямую линию. Затем просит
выйти с листочком 3-4 ребят. Подводит к выводу, что все рисунки разные,
и люди все тоже разные, непохожие друг на друга. Сколько в мире людей,
столько и разных личностей. Но одно у нас общее – это наши права и
обязанности, они общие для всех. И мы в равной степени должны их
выполнять. Существуют документы, в которых прописаны наши права. На
сегодняшнем занятии мы познакомимся с одним из таких документов.
Игра
«Крестики-нолики»
Класс делится на команды: крестики и
нолики. Каждая команда выбирает номер квадрата, на котором нарисован
знак команды (крестик или нолик). На обороте квадрата написана статья о
правах человека, команда читает её. Посовещавшись, нужно назвать пример
сказки, в которой нарушаются указанные в статье права сказочных героев.
Игра «Путешествие на планету ЗиП»
(закон и право)
Класс делится на команды. Учитель просит
«пристегнуть ремни» и приготовиться к путешествию. Игре можно посвятить
целый урок или серию уроков. Этапы путешествия совпадают с этапами
урока. Можно пригласить детей в «тренажёрный зал», пока «корабль
набирает высоту» - физкультминутка. Учителем объявляется «схема полётов»
- основной этап урока, в котором используются разные виды работ по
изучению прав человека. «Моё настроение» - заключительный этап урока,
релаксация.
Игра «Волшебный микрофон»
Дети становятся в круг. Игра начинается с
того, что учитель говорит: « В моих руках «волшебный микрофон», и каждый
из нас имеет право сказать что-то очень важное любому, стоящему в кругу:
это могут быть добрые слова, какой-то совет, который вы хотите сказать
или просто поделиться хорошим настроением с другими. «Волшебным
микрофоном» может быть любой предмет (ручка, карандаш, игрушка…)
Игра «Комплименты»
Дети становятся в круг. Учитель говорит о
том, что у каждого из вас есть возможность сказать друг другу
комплименты. Давайте сделаем так, чтобы у каждого было хорошее
настроение, чтобы урок получился не только полезным, но и радостным.
Выберите, кому вы хотите сказать комплимент. Итак, игра начинается.
Игра «Поварята»
Учитель спрашивает: «Из чего варят суп?»
- Выберите, роль какого овоща вы хотите сыграть в нашей игре.
-
Начинаем варить суп. А правила игры такие: я буду произносить название
овоща, а те, у кого совпало название с загаданным, громко хлопает в
ладоши. Итак, играем! (картошка, капуста, морковь)
- Как вы думаете, что помогло легко
понять игру? (правила игры) В нашей жизни тоже
есть правила, которые называются
правами.
Игра «Чем мы похожи и чем отличаемся
друг от друга»
Учитель говорит о том, что у каждого
взрослого человека есть паспорт. Давайте и мы нарисуем свой паспорт. На
одной из страниц нарисуйте свой портрет «Как я представляю себя». На
другой стороне изобразите пиктограмму «Мои права». Дети замечают, что
все страницы паспорта у всех разные, но только одна получилась у всех
одинаковая – о правах человека. Игра заканчивается мыслью о том, что
все люди имеют одинаковые права.
В качестве примера использования
активных форм обучения – урок права во 2 классе «Я и мои права». Все
виды работ учащихся на уроке направлены на изучение прав человека, место
их в нашей жизни.
Урок во втором классе «Я и мои права»
Цель: совершенствование знаний о правах человека,
содействие воспитанию
нравственно-правовых норм.
1.
Игра «Поварята»
-
Ребята, у нас сегодня на уроке много гостей. Давайте улыбнёмся гостям
и с хорошим настроением начнём наш урок.
-
Я предлагаю вам поиграть в игру, которая называется «Поварята». Кто
знает, из чего варят суп (из овощей)?
- Выберите, роль какого овоща вы хотите сыграть.
-
Начинаем варить суп. А правила игры такие: я буду
произносить название овоща, а те, у
кого совпало название с загаданным, громко хлопает в ладоши. Итак,
играем!
- Легко ли вам было играть?
- Как вы думаете, что помогло
легко понять игру? Что я вам рассказывала перед игрой? (правила игры)
2. Беседа о
правах.
- В нашей жизни тоже
есть правила, по которым живут люди. Как
называются эти
правила? (права человека)
- В каком документе
помещены права человека? (Декларация)
- Давайте расскажем
Буратино о том, какие права есть у всех людей. (Право на жизнь,
право на труд,
защиту, развитие, семью, свободное перемещение…)
3. Работа в группах.
- Сегодня будем
работать группами, помним, что каждого нужно уметь выслушать, потому
что в группах
должны соблюдаться равные права.
Задание 1: придумайте пиктограмму, т.е. условный знак, рассказывающий
о
правах
1группа – право на развитие, учёбу,
2 группа – право на защиту,
3группа – право на семью.
-
Расскажите о придуманных знаках (защита пиктограмм).
-
Бывает ли в жизни ситуации, когда права человека нарушаются?
- Посмотрим, нарушаются ли права сказочных героев в сказках.
Задание 2:
- Прочитайте
отрывки из сказок и определите, какое право нарушают сказочные герои:
Задание для группы №1
Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестричку Алёнушку (право на
жизнь).
Задание для группы №2
Злая
старуха выкрала детей из колыбельки. Когда выросли, мальчик Золотой
Хохолок и девочка Золотая Коса собрались искать своих родителей (право
на семью, право на жизнь).
Задание для группы №3
Ленивица и приговаривает: «Стану я себя утомлять да пальцы знобить!
Авось старик и не заметит не взбитую перину!» (право на труд)
4.
Беседа о нарушении прав в сказке «Приключения Буратино».
-
Вспомним сказку «Приключения Буратино».
-
Что произошло с Буратино, когда он оказался у Мальвины? (Мальвина
посадила Буратино в чулан).
-
О каком праве напоминает Мальвина? (право на учёбу, развитие)
-
Понимает ли Буратино важность этого права?
-
Как вы занимаетесь своим развитием в школе? А дома?
-
Занимаетесь ли развитием в кружках, секциях? Что в себе развиваете?
5. Творческая работа.
-
Придумайте пиктограмму о вашем развитии в кружках, секциях (защита
рисунков).
- Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданиями урока.
- У вас на партах лежат волшебные цветы, но волшебник забыл их
раскрасить. Давайте и мы
станем на миг волшебниками: раскрасьте цветы и подарите друг другу!
Тезисы
Работаю по учебнику «Ваши права!», автор
Е.С.Шабельник, на страницах учебника происходит знакомство с
Декларацией, с основными правами человека.
Возрастные особенности детей младшего школьного возраста, желание и
умение играть способствует эффективному применению на уроках обучения
правам человека различных игровых методик, которые разработала и
использую в работе с детьми: «Я – это я», «Крестики-нолики»,
«Путешествие на планету Закон и Право», «Волшебный микрофон»,
«Поварята», «Комплименты».
В качестве примера использования активных форм обучения – урок права во
2 классе «Я и мои права». На данном уроке использую работу учащихся в
группах. Учащиеся на уроке придумывают пиктограммы к изученным правам
человека, определяют, какие права нарушают сказочные герои, выполняют
творческую работу. Все виды работ учащихся на уроке направлены на
изучение прав человека, место их в нашей жизни. Работа в группах
сопровождается правилами работы в группе: соблюдение равных прав, умение
каждого внимательно выслушать.
Уроки права – это путешествия, деловые
игры, выборы, сопровождающиеся творческими заданиями. Игровой характер
подачи материала предоставляет широкие возможности разнообразить
занятия, переключать внимание детей на обсуждение известных литературных
героев.
.
|