О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

«Формирование развивающей среды через систему дополнительного образования»  

                                              

Ни один воспитатель, как бы неусыпна ни была его

деятельность, не может руководить всей душевной

деятельностью даже немногих воспитанников, поэтому

он должен окружить их такой атмосферой, в которой

они легко могли бы сами найти себе деятельность.

                                                                                                                                  К.Д. Ушинский

 

Концепция модернизации российского образования определяет цели общего образования на современном этапе. Она подчеркивает необходимость «ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и развитие их личности, познавательных способностей». Важной задачей воспитания является формирование у школьников инициативности, самостоятельности, толерантности. Развитию интереса к предмету, творческих способностей, способствует дополнительное образование. Основным требованием к организации внеурочной деятельности является:

-вовлечение в кружки всех учащихся с учетом их интересов, способностей

-органичное единство учебной и внеучебной деятельности

-увлекательность внеурочных занятий

Дополнительное образование в школе строится на основе общечеловеческих гуманистических ценностей, добровольного выбора и т.д. и выступает как способ овладения духовной, физической и эстетической культурой, является полем творческого самоопределения, самореализации, приобретения разнообразного познавательного опыта.

Система дополнительного образования играет важную роль в формировании для учащихся нашей школы особой образовательной среды, которая сориентирована на их интересы, позволяет им проявить свои способности. Эта среда формируется не только за счет деятельности внутри школы, но так же и за счет ее взаимодействия с учреждениями ДО, с большим числом различных образовательных учреждений, движений, форумов. Совместная работа направлена  на обеспечение каждому ребенку благоприятных условий, для духовного, интеллектуального, физического развития, удовлетворяя его творческие и образовательные потребности. Эти связи позволяют нашим ребятам участвовать в большом числе различных творческих дел познавательного и деятельностного характера. Система ДО позволяет показать свои достижения посредством творческих отчетов, участия в выставках, ярмарках концертах, фестивалях, конкурсах различного уровня.

Дополнительное образование позволяет нам обеспечить обучение и воспитание детей в  школе, включить их в разнообразную деятельность, обеспечивает занятость детей после уроков, а это помогает отвлечь их от улицы.

Дополнительное образование в школе тесно связанно с подготовкой коллективных творческих дел. Ребята являются активными участниками всех общешкольных мероприятий и праздников (День Знаний, Новый год, Нами гордится школа и др.)

Дополнительное образование реализуется руководителями различных творческих объединений по интересам, которые руководствуются программами дополнительного образования (типовые, адаптированные). В своей работе педагоги используют различные технологии и методы как традиционные (классно – урочная система), так и современные (метод проектов, исследовательская деятельность, презентация и др.).

Связующим звеном между внеурочной работой и дополнительным образованием являются различные факультативы, элективные курсы, научные общества учащихся.

Включение учащихся школы в эколого-биологическую деятельность способствует развитию интересов детей к изучению природы и бережному отношению к ней, привитию навыков исследовательской деятельности, развивает чувство понимания и видения красивого (прекрасного). Занятия в кружках научно-технической направленности способствуют привитию навыков исследовательской и трудовой деятельности, воспитывают личностные качества (усидчивость, внимательность, ответственность), развивают мышление; углубление знаний по физике, информатике. Занятия в кружках художественно-эстетического направления ориентированны на развитие художественного и эстетического вкуса, раскрытие и развитие различных способностей учащихся; профессиональная ориентация, освоение основ будущей профессии. В рамках  туристко-краеведческого направления идет развитие интереса учащихся к исследовательской деятельности и краеведческой работе; привитие навыков спортивного ориентирования. Дополнительное образование также призвано прививать и развивать навыки здорового образа жизни. В связи, с чем в школе работают волейбольная и баскетбольная секции, кружок «Гвардейцы».

То есть часы, используемые на дополнительное образование способствуют расширению умственного кругозора ребенка, развитию творческих способностей. Это одна из форм профессиональной ориентации, так как задачей предпрофильной подготовки является развитие широкого спектра, познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, мы полагаем, что система ДО является способом овладения учащимися современной культурой и культурными традициями, дает осознание причастности к ценностям жизни. Ребятам дается шанс открыть себя как индивидуальность. Как личность, предоставляется возможность творческого развития по силам, интересам; где дается возможность каждому получать самые различные ориентации в системе социальных и духовных ценностей, которые последовательно складываются в определенную картину восприятия мира, превращаются в основные ценности жизни и умение эти ценности постоянно приумножать.