О школе   НОУ   Методическая копилка  Непоседы   Советы психолога  Наша жизнь

Математика
   
Математика

Русский язык

Литература

История

Иностранный язык

Физика

Биология

Химия

Начальные классы

Информатика

География

Экономика и право

Внеклассные мероприятия

 

 

 

 

Учитель русского языка и литературы Балалаева И.Н

урок внеклассного чтения в 6 классе (2 часа).

 

Наш выбор- знаменитые романы

Метод обучения: проблемный, проектный.

Основные принципы обучения на уроке: личностно-ориентированный, дифференцированный

Характер познавательной деятельности на уроке: поисковый, творческий

Тип урока: урок-презентация

Цели урока:

1.Обобщить знания учащихся об эпическом произведении, в частности, о жанре романа; обучать вдумчивому, аналитическому чтению (активному  чтению), закреплять навык творческого осмысления прочитанного; обучать составлению отзыва о прочитанном.

2.Развивать воображение, творческую фантазию учащихся, монологическую речь, умение работать с дополнительной литературой, с Интернетом; развивать умение работать в группе

3.Возбудить интерес к чтению романов знаменитых авторов, воспитывать любовь к чтению, к классической литературе

Оборудование:

1.Выставка книг «Мировые знаменитости» (романы Г.Уэллса, Ж.Верна, А.Дюма, А.Беляева, М.Рида и др.)

2.Художественный фильм «Д, Артаньян и три мушкетёра»

3.Слайды к выступлениям учащихся

4.Отзывы  или эссе о прочитанном романе

Ход урока.

I. Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.

II. Актуализация знаний.

Опрос по главе «Эпические произведения»

Беседа (фронтально).

·        Назовите отличительные признаки эпического произведения.

·        Что является главной темой эпических произведений?

·        Что представляет собой герой эпического произведения?

·        Назовите эпические жанры, приведите примеры.

·        Назовите основные черты больших эпических форм.

·        Что можете добавить о жанре романа?

·        Какие романы вы знаете? Читали?

III. Презентация романов, прочитанных ребятами

Форма работы: групповая (по 3-4 человека)

Предварительно каждой группе предложен примерный план выступления:

1.     Слово об авторе и его романе.

2.     Определить вид романа (приключенческий, авантюрный, исторический, научно-фантастический, детективный), назвать характерные признаки романа.

3.     Определить систему образов: главные и второстепенные, положительные и отрицательные. Отношение автора к героям, ваше отношение к главному герою.

4.     Назвать понравившиеся эпизоды, аргументировать. Какие черты характера проявляют герои в них?

5.     Ваше мнение о прочитанном и ваши рекомендации.

Обязательное условие работы в группе: каждый член группы прочитывает выбранный роман и выступает во время презентации, выступление группы длится до 15 минут

В презентации можно использовать слайды, просмотр 1-2 эпизодов из фильма, выразительное чтение, инсценирование эпизодов, написание отзыва.

1)Выступление первой группы. Презентация  романа Г.Уэллса «Человек-невидимка». Ребята используют во время рассказа слайды.

Предлагается  викторина по представленному материалу. Цель: проверить внимательность учащихся во время работы группы

Вопросы:

1. Назовите имя автора романа "Человек-невидимка"

2. Помните ли вы, как звали "Человека=невидимку"?

3. Как звали друга, а в последствие предателя главного героя?

4. В каком месяце появился незнакомец в трактире "Кучер и кони"?

5. Как звали человека, укравшего книги, в которых скрыта тайна невидимости?

6. Как был назван трактир построенный Томасом М.?

7. Каким орудием труда был убит главный герой?

8. В какую одежду был облачён Гриффин, пришедший в трактир "Кучер и кони"?

В заключении выступления зачитывается отзыв ученицы.

«Я прочитала книгу Г.Уэллса «Человек – невидимка» на одном дыхании.

Книга очень понравилась. Читая её, было интересно узнать, что же произойдёт с главным героем сегодня. В этой книге очень интересный и захватывающий сюжет. Мне хотелось узнать ответы на все вопросы: почему же Гриффин стал невидимым, ради чего совершён такой поступок и почему герой стал жестоким, способным на убийство невинных людей. В книге много тайн и загадок.

Гриффин – сложный герой. Он совершает научный поступок и одержим жаждой власти. Гриффин- порождение мещанской среды и её жертва. Такой непростой образ создал писатель. Я советую всем, кто любит тайны и фантастику, прочитать эту книгу.»

2)Выступление второй группы – презентация романа А.Дюма «Три мушкетёра»

Группа выступает со следующим сообщением.

·        Слово о писателе, о создании романа, его исторической основе

·        Знакомство с книгами А.Дюма ( приготовленная выставка)

·        Фольклорные традиции в создании характеров героев( гипербола, противопоставление). Сходство со сказкой( борьба добра и зла, добро всегда побеждает, герои совершают немыслимые подвиги и возвращаются с победой, герои делятся на положительных и отрицательных)

·        Демонстрация любимых эпизодов из художественного фильма «Д*Артаньян и три мушкетёра» ( «Дуэль будущих друзей», «Возвращение подвесок Анне Австрийской»). После просмотра называются основные черты Д*Артаньян и его друзей.

·        Тест по содержанию романа (фильма).

Примерные вопросы:

1.     С кем первым назначил дуэль Д*Артаньян (Портосом, Атосом, Арамисом)

2.     Король в романе –это (Людовик XI, Людовик XIV,  Людовик XIII)

3.     Главным художественным приёмом построения сюжета является ( параллелизм, интрига, антитеза)

4.     Автор сочувствует (Ришелье, Анне Австрийской, королю)

5.     Мне нравятся мушкетёры, потому что (они выражают благородство дворянства, королевы, общечеловеческие нравственные идеалы

6.     Автор создаёт художественный мир романа (фантастикой, жизнеподобием, сочетанием того и другого

3)Выступление третьей группы. Презентация романа А.Беляева «Остров погибших кораблей»

Ученик зачитывает эссе.

«Буквально на днях я закончил читать книгу-"Остров Погибших Кораблей", написанную Александром Беляевым.

Когда я её прочитал, мне стало грустно; потому что я расстался со своим другом, познакомившим меня с удивительным миром - миром морских приключений. С другой стороны- я рад. Рад, потому что я познакомился с новыми героями и получил массу интересных впечатлений.

Ведь хорошие книги, как и хорошие друзья  не забываются, наоборот, -надолго остаются в наших сердцах»

4) Выступление четвёртой группы Презентация романа Ж.Верна «Двадцать тысяч лье под водой»

Рассказ о писателе и его книге с использованием слайдов.

Ученик из группы зачитывает несуществующий, написанный ребятами конец романа – описание спасения  «Наутилуса» из морских глубин: Немо многое осмыслил; оставшись верным своему кредо, стал правозащитником на земле, сделал много доброго и справедливого, а главное, написал эту книгу «Двадцать тысяч лье под водой»

Отзыв группы о книге.

«Книга Жюля Верна «Двадцать тысяч лье под водой» очень захватывающая.

Герои этой книги умные, отважные, смелые и на них нужно равняться. Также эта книга интересна тем, что автор пытался описать всю Землю. Интересны были мысли и идеи Ж.Верна, воображавшего, фантазировавшего о разной технике. И должен добавить, что некоторая техника появилась на самом дел! Также в книге много интересных случаев и ситуаций, в которых героям нужно было проявить решительность, твёрдость и настойчивость и не растеряться в трудную минуту.

В общем, книга интересная, захватывающая, и я рекомендую всем моим сверстникам её прочитать.»

IV.Заключительное слово учителя

 Ребята, в течение двух уроков мы с вами побывали с бесстрашными мушкетёрами на дуэли, в монастыре и на придворном балу; опускались на дно морских глубин вместе с мужественным, свободолюбивым капитаном Немо; с замиранием сердца следили за проделками, почти мистическими, Человека-Невидимки; разгадывали тайны острова Погибших кораблей. Это мир великих книг, знаменитых романов. Удовольствие вы получите, прочитав и другие книги, представленные на нашей выставке.

Учитель даёт аннотации к выставочным книгам М.Рида, А.Дюма, Ж.Верна, А.Толстого, В.Каверина, Д.Лондона, В.Астафьева и других авторов.

V.Итог урока. Рефлексия.

Мне понравилось…

Я узнал…

Мне было интересно…

Захотелось прочитать…

Мой выбор – роман…

VI.Домашнее задание: Отзыв от каждой группы о прочитанной книге передать в редакцию школьной  газеты; прочитать один из романов, приготовить письменный отзыв по данному плану.