Учитель
русского языка и литературы Балалаева И.Н
урок внеклассного чтения в 6 классе (2
часа).
Наш выбор- знаменитые романы
Метод обучения:
проблемный, проектный.
Основные
принципы обучения на уроке:
личностно-ориентированный, дифференцированный
Характер
познавательной деятельности на уроке:
поисковый, творческий
Тип
урока: урок-презентация
Цели
урока:
1.Обобщить
знания учащихся об эпическом произведении, в частности, о жанре романа;
обучать вдумчивому, аналитическому чтению (активному чтению),
закреплять навык творческого осмысления прочитанного; обучать
составлению отзыва о прочитанном.
2.Развивать
воображение, творческую фантазию учащихся, монологическую речь, умение
работать с дополнительной литературой, с Интернетом; развивать умение
работать в группе
3.Возбудить
интерес к чтению романов знаменитых авторов, воспитывать любовь к
чтению, к классической литературе
Оборудование:
1.Выставка
книг «Мировые знаменитости» (романы Г.Уэллса, Ж.Верна, А.Дюма,
А.Беляева, М.Рида и др.)
2.Художественный фильм «Д, Артаньян и три мушкетёра»
3.Слайды к
выступлениям учащихся
4.Отзывы
или эссе о прочитанном романе
Ход
урока.
I.
Организационный момент. Сообщение темы, целей урока.
II.
Актуализация знаний.
Опрос по
главе «Эпические произведения»
Беседа
(фронтально).
·
Назовите отличительные признаки эпического произведения.
·
Что
является главной темой эпических произведений?
·
Что
представляет собой герой эпического произведения?
·
Назовите эпические жанры, приведите примеры.
·
Назовите основные черты больших эпических форм.
·
Что
можете добавить о жанре романа?
·
Какие романы вы знаете? Читали?
III.
Презентация романов,
прочитанных ребятами
Форма
работы: групповая (по 3-4
человека)
Предварительно каждой группе предложен примерный план выступления:
1.
Слово об авторе и его романе.
2.
Определить вид романа (приключенческий,
авантюрный, исторический, научно-фантастический, детективный), назвать
характерные признаки романа.
3.
Определить систему образов: главные и
второстепенные, положительные и отрицательные. Отношение автора к
героям, ваше отношение к главному герою.
4.
Назвать понравившиеся эпизоды,
аргументировать. Какие черты характера проявляют герои в них?
5.
Ваше мнение о прочитанном и ваши
рекомендации.
Обязательное условие работы в группе:
каждый член группы прочитывает выбранный роман и выступает во время
презентации, выступление группы длится до 15 минут
В презентации можно использовать слайды,
просмотр 1-2 эпизодов из фильма, выразительное чтение, инсценирование
эпизодов, написание отзыва.
1)Выступление первой группы. Презентация
романа Г.Уэллса «Человек-невидимка».
Ребята используют во время рассказа слайды.
Предлагается викторина по представленному
материалу. Цель: проверить внимательность учащихся во время работы
группы
Вопросы:
1. Назовите имя автора романа "Человек-невидимка"
2. Помните ли вы, как звали "Человека=невидимку"?
3. Как звали друга, а в последствие предателя главного героя?
4. В каком месяце появился незнакомец в трактире "Кучер и кони"?
5. Как звали человека, укравшего книги, в которых скрыта тайна
невидимости?
6. Как был назван трактир построенный Томасом М.?
7. Каким орудием труда был убит главный герой?
8. В какую одежду был облачён Гриффин, пришедший в трактир "Кучер и кони"?
В заключении
выступления зачитывается отзыв ученицы.
«Я
прочитала книгу Г.Уэллса «Человек – невидимка» на одном дыхании.
Книга
очень понравилась. Читая её, было интересно узнать, что же произойдёт с
главным героем сегодня. В этой книге очень интересный и захватывающий
сюжет. Мне хотелось узнать ответы на все вопросы: почему же Гриффин стал
невидимым, ради чего совершён такой поступок и почему герой стал
жестоким, способным на убийство невинных людей. В книге много тайн и
загадок.
Гриффин –
сложный герой. Он совершает научный поступок и одержим жаждой власти.
Гриффин- порождение мещанской среды и её жертва. Такой непростой образ
создал писатель. Я советую всем, кто любит тайны и фантастику, прочитать
эту книгу.»
2)Выступление
второй группы – презентация романа А.Дюма «Три мушкетёра»
Группа
выступает со следующим сообщением.
·
Слово о писателе, о создании романа, его исторической основе
·
Знакомство с книгами А.Дюма ( приготовленная выставка)
·
Фольклорные традиции в создании характеров героев( гипербола,
противопоставление). Сходство со сказкой( борьба добра и зла, добро
всегда побеждает, герои совершают немыслимые подвиги и возвращаются с
победой, герои делятся на положительных и отрицательных)
·
Демонстрация любимых эпизодов из художественного фильма «Д*Артаньян и
три мушкетёра» ( «Дуэль будущих друзей», «Возвращение подвесок Анне
Австрийской»). После просмотра называются основные черты Д*Артаньян и
его друзей.
·
Тест
по содержанию романа (фильма).
Примерные
вопросы:
1.
С кем первым назначил дуэль Д*Артаньян (Портосом,
Атосом, Арамисом)
2.
Король в романе –это (Людовик
XI,
Людовик XIV,
Людовик XIII)
3.
Главным художественным приёмом
построения сюжета является ( параллелизм, интрига, антитеза)
4.
Автор сочувствует (Ришелье, Анне
Австрийской, королю)
5.
Мне нравятся мушкетёры, потому что (они
выражают благородство дворянства, королевы, общечеловеческие
нравственные идеалы
6.
Автор создаёт художественный мир романа
(фантастикой, жизнеподобием, сочетанием того и другого
3)Выступление третьей группы. Презентация романа А.Беляева «Остров
погибших кораблей»
Ученик зачитывает эссе.
«Буквально на днях я закончил читать
книгу-"Остров Погибших Кораблей", написанную Александром Беляевым.
Когда я её прочитал, мне стало
грустно; потому что я расстался со своим другом, познакомившим меня с
удивительным миром - миром морских приключений. С другой стороны- я рад.
Рад, потому что я познакомился с новыми героями и получил массу
интересных впечатлений.
Ведь хорошие книги, как и хорошие
друзья не забываются, наоборот, -надолго остаются в наших сердцах»
4) Выступление четвёртой группы
Презентация романа Ж.Верна «Двадцать тысяч лье под водой»
Рассказ о писателе и его книге с
использованием слайдов.
Ученик из группы зачитывает
несуществующий, написанный ребятами конец романа – описание спасения
«Наутилуса» из морских глубин: Немо многое осмыслил; оставшись верным
своему кредо, стал правозащитником на земле, сделал много доброго и
справедливого, а главное, написал эту книгу «Двадцать тысяч лье под
водой»
Отзыв группы о книге.
«Книга Жюля Верна «Двадцать тысяч лье
под водой» очень захватывающая.
Герои этой книги умные, отважные,
смелые и на них нужно равняться. Также эта книга интересна тем, что
автор пытался описать всю Землю. Интересны были мысли и идеи Ж.Верна,
воображавшего, фантазировавшего о разной технике. И должен добавить, что
некоторая техника появилась на самом дел! Также в книге много интересных
случаев и ситуаций, в которых героям нужно было проявить решительность,
твёрдость и настойчивость и не растеряться в трудную минуту.
В общем, книга интересная,
захватывающая, и я рекомендую всем моим сверстникам её прочитать.»
IV.Заключительное
слово учителя
Ребята, в течение двух уроков мы с вами
побывали с бесстрашными мушкетёрами на дуэли, в монастыре и на
придворном балу; опускались на дно морских глубин вместе с мужественным,
свободолюбивым капитаном Немо; с замиранием сердца следили за
проделками, почти мистическими, Человека-Невидимки; разгадывали тайны
острова Погибших кораблей. Это мир великих книг, знаменитых романов.
Удовольствие вы получите, прочитав и другие книги, представленные на
нашей выставке.
Учитель даёт аннотации к выставочным
книгам М.Рида, А.Дюма, Ж.Верна, А.Толстого, В.Каверина, Д.Лондона,
В.Астафьева и других авторов.
V.Итог
урока. Рефлексия.
Мне понравилось…
Я узнал…
Мне было интересно…
Захотелось прочитать…
Мой выбор – роман…
VI.Домашнее
задание: Отзыв от каждой
группы о прочитанной книге передать в редакцию школьной газеты;
прочитать один из романов, приготовить письменный отзыв по данному
плану.
|